О движении от воровской власти к власти права

10 ноября 2016, 21:53
В Украине завершился полуторогодовой одесский эксперимент Саакашвили – президент Порошенко удовлетворил его просьбу об отставке.

В свое время эксперимент этот казался мне заслуживающим внимания: энергичный губернатор намеревается при поддержке Киева и Вашингтона прорваться в отдельно взятом регионе из неправововой постсоветской социальности, малоподатливой для реформирования, в социальность правовую, превратив регион в локомотив системных преобразований. Увы, не получилось. Мне трудно из Москвы разобраться в том, что тому стало причиной: неготовность к такой роли Саакашвили или бесперспективность такого пути. Но что эксперимент закончился провалом, - это факт. И остается удовлетвориться тем, что отрицательный результат – тоже результат.

Добровольная отставка Саакашвили случилась сразу после того, как чиновники, депутаты и другие должностные лица в специально созданной для этого электронной системе задекларировали свои доходы и недвижимость, о чем мне уже приходилось писать. Это тоже очередной шаг в направлении, в отдельно взятом регионе оказавшемся тупиковым. Шаг, мотивированный требованием Евросоюза, который в обмен на поддержку Украины хотел бы видеть ее продвигающейся от неправовой социальности и государственности к правовой.

Предъявленные в декларациях объемы денежной массы и прочего богатства шокировали не только украинское общество, но и публику за рубежом.

Заговорили об отсутствии в стране национальной элиты. О том, что ею правят воры – выбранные либо назначенные. Но что дальше? Пишут, что сильное и организованное давление со стороны населения с требованием очищения власти вряд ли ожидаемо: люди, по наблюдениям некоторых психологов, гасят возмущение возросшим самоощущением своей собственной честности и неподкупности. А сама власть обещает проверить, законно или нет приобреталось финансовое либо имущественное богатство. Напомню, что специальные структуры для такого рода действий – вроде бы независимые – созданы раньше.

Что из этого получится или не получится, скоро, наверное, узнаем. Не устаю повторять: украинский опыт продвижения к власти права – и успешный, и провальный – важен и поучителен для всех постсоветских стран. Если, конечно, исходить из того, что и они когда-нибудь захотят иметь не воровскую национальную элиту.