Крупные, широко открытые глаза того самого усредненного еврейского лица признак непреходящей способности удивляться и взаимодействовать с окружающим миром.
1. У тебя такое еврейское лицо , - сказали однажды Букнику с любовью, и он немедленно забыл все те случаи, когда эту же фразу произносили с отвращением, смущением, сарказмом, враждебностью и даже брезгливостью.
По лицу будешь узнан, а потом уже по делам, и никуда от этого не деться.
2. Узнавание еврея по лицу стало наукой.
Узнавание еврея по лицу врожденный навык некоторых народов, в частности, самих же евреев.
Узнавание еврея по лицу это народная забава, ибо известно, что еврей вечно чужой, хотя может казаться бесконечно своим.
И важно уметь его узнавать.
3. Искусство чтения лица физиогномика давно стало наукой .
Если верить ей, глаза, нос, уши, рот - эти своеобразные антенны, которые двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг, и их форма, а также мимические морщины, многое могут сообщить о человеке.
Получается, что крупные, широко открытые глаза того самого усредненного еврейского лица признак непреходящей способности удивляться и взаимодействовать с окружающим миром.
Про крупные уши те же выводы, а вот крупный нос
Нет, не получается.
Ни в одном из изученных нами текстов не говорится о том, что лица еврейской национальности каким-то особенным образом воспринимают запахи.
Разве что тот самый общий средиземноморский предок передал нам привет вместе с крупным носом благо пряностей и благовоний на Ближнем Востоке немало.
4. Другую версию, объясняющую особенности этнофизиогномики евреев , Букник услышал в школе от особо воинственно настроенного одноклассника.
Тот всерьез защищал теорию о носах: мол, евреи умные потому, что всякие там носовые пазухи и прочие внутренние части носа homo sapiens у евреев вынесены в область выдающейся части шнобеля, и от этого места в голове, а, следовательно, пространства для мозга остается больше.
Букник никогда не верил в эту галиматью, но почему-то именно она и запоминается из детства, а не какая-нибудь там важная наука.
5. Нос, конечно, это тема .
В нацистской Германии проводились специальные занятия, лекции, семинары, на которых учили узнавать евреев.
Вот как в учебнике для детей Der Giftpilz , выпущенном антисемитом Рейха номер один Юлиусом Штрайхером, мальчиков и девочек учат определять евреев.
Сегодня в седьмом классе царит оживление: любимый учитель, герр Биркманн, говорит о евреях.
Даже самый ленивый мальчик, Эмиль-храпун, не спит и внимательно слушает.
Герр Биркманн знает о евреях из жизни и умеет излагать эти знания в доступной форме, поэтому любимое время детей еврейский час .
Подходит момент, когда надо проверить, что выучили дети.
Тянутся руки.
Как мы узнаем еврея?
Мы можем узнать его по форме носа: он загибается на самом кончике и похож на цифру шесть. Мы так и называем этот признак еврейская шестерка .
Он отличается от просто горбатого или орлиного носа тем, что похож именно на шестерку, - отвечают ученики.
Мы можем его опознать и по губам они обычно мясистые.
И глаза его отличаются от наших веки у них тяжелые, взгляд подозрительный и пронизывающий, сразу видно лживого человека.
Ростом они невелики, от среднего до низкого, страдают плоскостопием, уши у них большие и торчат, как ручка у чашки.
Волосы черные и курчавые, как у негра, а при разговоре они машут руками .
В конце урока дети дружно поют звонкими голосами:
С еврейского лица на нас смотрит сам дьявол и радостно разбегаются.
6. Замечено, что среди ашкеназских евреев процент светловолосых людей ниже, чем у других жителей Северной Европы , а среди сефардов и мизрахов процент таких людей выше по сравнению с арабами и другими азиатскими группами.
Светловолосых больше среди ашкеназов, среди сефардов их меньше, еще реже они встречаются среди мизрахов.
До Холокоста среди германских евреев 30% были светловолосыми, среди английских 25%, но среди итальянских всего 5%.
Исследования, проведенные в начале XX века, показали: среди ашкеназов (Галиция, Польша, Германия) светловолосых от 10 до 30% и рыжих от 2% до 4%.
Сефарды (Босния, Англия, Италия) - 10% блондины, 1% рыжие.
Среди горских и дагестанских евреев 2% блондинов и 2% рыжих.
В России, Галиции и Польше наблюдалась самая высокая концентрация рыжих.
7. Статистически обработанные данные по 145 000 еврейским детям Австрии, Германии и Венгрии в дохолокостный период показали : 30% блондины, 55% шатены и 14% жгучие брюнеты. Рыжих полпроцента.
8. Цвет глаз прабабушек и прадедушек ныне живущих евреев тоже подвергся статистической обработке в конце XIX века .
Среди российских евреев светлоглазыми были 23%, среди австрийских 27%, а среди ашкеназов, проживавших на территории Англии, 11,1%.
9. Если покопаться в статистике, возможно, найдется объяснение еще одному клише у евреев чаще встречается сочетание темных волос и светлых глаз, чем у других народов .
10. В середине XX века в перуанском городе Кахамарка двое братьев Альваро и Сегундо Вильянуева Корреа решили обратиться в иудаизм.
С них началась община, которая сформировалась к 1958 году.
Члены этой общины, получившие имя Сыны Моисея (Бней Моше), строго соблюдали субботу, праздники и кашрут.
Со временем эта группа выросла до 500 человек, и в народе их стали называть инко-евреями .
Сравнительно недавно они были признаны раввинатом, и многие из них переехали в Израиль.
Интересно, как они там? Обжились?
Если сильно не присматриваться, индейские черты лица отдаленно напоминают стереотип еврейского.
В американских вестернах, пока не началась мода на коренные народы, индейцев поначалу играли как раз евреи или итальянцы.
Вот и студенты Букника, обсуждая его национальность, однажды поспорили: один говорил, что он еврей, а другой что майя.
11. Борода тоже тема . И не только еврейская.
В ХV веке жил кардинал Виссарион, обратившийся в католицизм из греческого православия и все пытавшийся объединить расколотые церкви.
Был он популярен, и прочили ему папство, но борода, которую он носил по старой памяти, помешала.
На одном из приемов в 1471 году, король Луи XI дернул его за бороду и наговорил грубостей.
Виссарион расстроился и умер годом позже. Because of a beard, a papacy was lost.
А теперь представим, как все кому не лень издевались над еврейскими бородами во все времена.
И ведь были же они совсем не правы, ибо сказано:
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей (Лев 19:27).
12. Евреи соблюдают именно этот завет . К тому же, борода и лидерство вещи в культуре очевидно взаимосвязанные.
Есть такая талмудическая история про раббана Гамлиэля II, духовного лидера, наси, в период после разрушения Храма.
Настал в его жизни момент, когда был он отстранен от руководства за злоупотребление властью, а на смену ему прочили Элеазара бен Азарию, блистательного молодого раввина, потомка первосвященника Эзры.
Но был тот молод и безбород, что стало серьезным препятствием для его назначения.
Однако свершилось чудо: Элеазар проснулся как-то утром и увидел, что Бог дал ему длинную и, главное, седую бороду.
13. Так что борода стала важным культурным маркером . Но все же растительность на лице не всем евреям по вкусу, некоторые наши современники ищут и находят компромиссное решение между заветом и реальностью.
Если нельзя именно брить, то есть срезать, значит, можно, например, депилировать кремом.
Далее, как это обычно бывает, спор переходит в область семантики выражений срезать концы волос и разрушать/портить концы волос .
Например, можно убирать растительность машинкой : волоски на лице уничтожаются, но не до конца.
Некоторые галахические власти запрещают электробритвы, другие считают, что прибор не так основательно, как станок, стрижет волос, а следовательно, не разрушает его полностью, и использовать электробритву можно.
Не спрашивайте, где здесь логика, читайте литературу.
Другое дело, что и Тора и Талмуд явственно дают понять: у еврейского мужчины должна быть борода. Ее потеря напрямую связана с потерей идентичности.
14. Однако христиане по-другому интерпретируют Писание .
Возможно, Папа Григорий VII (1073-1085) ввел для католических священников правило бриться, дабы отличались они от иудейских и мусульманских коллег, но со временем это правило нашло более возвышенное объяснение в работах средневекового богослова Гилельма Дуранда (1237-1296), утверждавшего, что, состригая бороду, избавляемся мы от пороков и грехов, ибо сущность их поверхностная, и безбородость приближает человека к ангелам, которые вечно молоды.
Вот и Иосифа побрили, прежде чем провести в покои фараона, ибо египтяне культивировали безбородость как признак молодости.
Получается, что евреи вовсе не боятся показаться старше, ибо культивируют мудрость, неизбежно сопутствующую возрасту.
Эх, кабы так оно и было
15 . Реконструкция израильского еврейского лица первого века нашей эры . Она была сделана для фильма Би-би-си Сын Божий - это версия Иисусова облика.
А исследователь и документалист Джон Роумер в другом фильме - снятом для Discovery Channel Семь чудес света - обращает внимание на то, что традиционное изображение Иисуса может происходить от классического эллинистического изображения Зевса.
Теперь соберем это все воедино и посмотрим на гипотетического представителя еврейской национальности .
16. Изображений древних евреев не так уж и много. Букник наткнулся на две интерпретации одного из самых известных процессии с фрески гробницы Хнумхотепа III из Бени-Хасана.
Группа из четырех еврейских женщин несет сурьму для подкрашивания глаз египетского принца. Эта фреска показывает нам, сколь велико отличие в одеждах египтян и евреев. Мы также видим, как сильно отличаются египетские и еврейские женщины в профиль: египтянки красавицы, с идеальными носами, а еврейки страхолюдины! с горбатыми носами. Евреи вообще завидуют красоте других народов, так как у них лица, как у гномов (на это явное сходство никто еще не обращал внимания, потому что евреев боятся), огромные носы и мохнатые, как у йети, брови .
17. Удивительным образом другие видят в тех же росписях гробницы Хнумхотепа III источник знаний об искусстве и ремеслах евреев.
Тридцать семь торговцев и ремесленников с женами и детьми изображены на фреске внутри захоронения. Их одежды, прически и цвет кожи указывают на то, что они были из Ханаана .
Художники тщательно вырисовали одеяния семитов, и это позволяет ученым установить, что ткани были изготовлены на станках, еще не известных в Египте, и окрашены в цвета, которые не применялись в Египте в тот период.
Собственно, для нашей темы не столь важно, что многие прогрессивные технологии были привнесены в Египет семитами. Нам важен портрет дам, проживавших в Ханаане XIX века до нашей эры и увиденных глазами египетского художника.
Они весьма привлекательны, и сходство с нашими современницами налицо.
18. Пчелы различают лица людей . Никто пока не понял, как они это делают.
Причем узнают нужного человека, даже если его фотографию перевернуть.
19. Снайперские винтовки скоро будут различать лицо человека в прицеле, чтоб точно знать, стрелять или нет.
20. Привычка определять национальность человека по его внешнему виду не исчезнет никогда , ибо напрямую связана с выживанием и необходимостью классифицировать мир.
Как и у животных с их навыками точной атрибуции особей разных видов.
И только самые продвинутые из нас умеют вовремя вспомнить, как легко обмануть глаз и как мало эта классификация дает сердцу.
Использованная литература: источник