Феномен культурных героев в мифологизированной истории

9 января, 15:00
Не исключено что разные культурные герои имеют разное происхождение, однако не вызывает сомнения факт, что у легенд несомненно были реальные источники

В мифологии различных народов мы часто сталкиваемся с теми, кого ученые называют культурные герои.

Это некие существа, чаще всего называемые богами, которые приходят и учат людей наукам, искусствам, ремеслам и другим полезным навыкам.

Кто же они?

Просто умные люди?

Представители предыдущих цивилизаций (условно Атланты) или пришельцы?

Не исключено что разные культурные герои имеют разное происхождение, однако не вызывает сомнения факт, что у легенд несомненно были реальные источники.

Давайте рассмотрим примеры.

Для начала давайте восстановим в памяти:

Кецалькоатль (ацтек.), Виракоча (инки), Осирис и Тот (егип.), Хуан-Ди, Янь-ди и Фу-Си (кит.), Вяйнямёйнен (финн.), Оаннес-Уан - полу-человек-полу-водное существо (возможно бог Энки-Эа - производное от того же образа, он также культурный герой, обучавший народ всему, и изображался также и как водное существо) (шумер.), Дионис и Прометей (греч.), бачвези (Уганда, Африка), Сосруко (нарты, Кавказ), Аиойна (айны), Номмо - получеловек-полуводное существо (дагоны, Африка), Дарамулун (Австр.) и сотни других.

Кем они были?

Начнем помаленьку.

Начнем с Прометея .

Вот какие слова вкладывает ему в уста Эсхил в Скованном Прометее :

...О бедствиях людей я расскажу вам, как их, прежде малых детей, наделил я рассудком и разумом, и не ради их умаления я говорю, но о моих дарах, чтобы увековечить любовь. Кто изначально видел, тот знал не то, что видел, а слышавший не слышал, беспорядочно проводя дни своей жизни, томительно, будто в мечтах, без цели; и никаких светлых домов, ни кирпичной кладки, ни плотницкого мастерства они не знали, но жили, как мелкие муравьи, дрожащие от ветра, в темных пещерах прячась, проводили жизнь. Не было у них надежных примет ни о наступлении зимы, ни о появлении цветущей весны, ни о полном фруктов лете: так проживали они каждое время года и не задумывались, пока тайные знания о восходящих и заходящих звездах я не открыл им .

Большой интерес вызывает также описание Оанесса, сделанное историком и жрецом третьего века до н.э. Беросом:

В Вавилоне было (в то время) большое разнообразие людей разных наций, которые населяли Халдею, и жили в беззаконной манере подобно животным полей. В первый год там появилось, от той части Эритрейского моря, которое граничит с Вавилонией, животное, лишенное причины так, по имени Оаннес, всё тело которого было как у рыбы, но под рыбьей головой он имел другую голову, также с ногами ниже, подобным таковым у человека, присоединёнными к рыбьему хвосту. (То есть рыбообразный вид скорее напоминает некую одежду, т.к. есть и голова человеческая под рыбьим шлемом-шапкой и ноги человеческие.) Его голос также, и язык, был разборчивым и человеческим, и представление о нём сохранилось по сей день. Это Существо обычно проводило день среди людей; но не принимало никакой пищи в этот период; и он дал им введение в письменность и науки, и искусства каждого вида. Он учил их создавать города, устанавливать храмы, составлять законы, и объяснял им принципы геометрических знаний. Он научил их отличать семена земли, и показал им, как собирать плоды; короче говоря, он проинструктировал их во всем, что могло способствовать смягчению нравов и гуманизировать их жизнь. С того времени, ничто не было добавлено для усовершенствования его наставлений. И когда солнце садилось, это Существо, Оаннес, удалялось снова в море, и проводило ночь в глубине; поскольку он был амфибией (в море то удалялось - на корабль или остров - а вот кто видел его в глубине и знает что он амфибия? Даже видя его ныряющим древние не могли понять умел ли он просто задерживать дыхание или пользовался прибором - оставим амфибию на совести примитивного мышления). После этого, там появлялись другие животные подобные Оаннесу (то есть спутники того же рода - дальше мы увидим это как многократно повторяемую деталь). Он написал книгу о мире и о том, как он возник, и вручил её людям .

Очень похоже индийская Хари-Пурана описывает рыбную аватару Вишну, в которой, как мы читали в начале книги, он спас Ману от потопа

После этого спасения этот бог научил людей строить дома, обрабатывать землю и возносить благодарность божеству путем построения храмов и учреждения постоянного поклонения: и так как он все время оставался полурыбой, получеловеком, то при каждом закате солнца он возвращался в океан, где проводил ночи.

Он есть тот, кто учил людей после потопа всему тому, что было необходимо для их счастья. Однажды он погрузился в море и больше не возвратился, так как земля опять покрылась растительностью, фруктами и скотом. Но он научил Брахм тайнам всех вещей

Теперь давайте взглянем на египетского Осириса.

Египетские легенды описывают его и как человека и как сверхчеловека. Он был очень высокого роста, имел волнистую бороду - египтяне редко имели бороды, хотя они и считались у них признаком божественности или достоинства, возможно в память об Осирисе, и потому фараоны носили накладную бородку в виде футляра - эти изображения нам хорошо известны по всем статуям и портретам фараонов.

Он обладал сверхъестественными способностями, но редко применял силу. Его жилище покоилось на воде и сделано было из живых змей .

Он, с помощью своей жены-сестры Исиды, уничтожил в Египте людоедство, научил возделывать пшеницу и ячмень, выпекать хлеб и делать пиво, обучил изготавливать сельскохозяйственные орудия.

Также он любил вино и потому научил египтян выращивать виноград и делать вино, выращивать фрукты. Обучил их и металлургии, строительству и врачеванию.

Он установил в Египте мир и процветание.

Затем он собрал группу хороших ремесленников и земледельцев, воинов, музыкантов и певцов покинул Египет, оставив у власти Исиду и Сэта, чтобы посетить другие земли и научить людей и там выращивать ячмень, пшеницу и виноград.

Сначала он пошел в Эфиопию, где приобрел сторонников и научил дикарей земледелию. Так же он построил каналы со шлюзами и укрепил берега Нила.

Потом он направился в Аравию, Индию, Фракию, где продолжал свою цивилизаторскую деятельность.

Когда он, через много лет, вернулся в Египет, то был убит в заговоре своим братом Сэтом.

После Сэта и сына Осириса Гора фараоном стал Тот.

Ему уже приписывались обучение египтян различным научным, математическим, астрономическим знаниям (в частности создание календаря), письму, так как азам они уже были научены Осирисом, что в общем то и логично - сначала надо перестать есть своих собратьев, научиться делать мотыги и выращивать ячмень, а потом уже изучать звезды и математику.

Вот что говорят легенды инков и других окружающих племен о боге Виракоча (Виракоча в переводе возможно Морская пена ) (он же Уаракоча, Кон, Кон Тики, Тунупа, Таапак, Тупака, Илла, Пачайачанчи (Вселенский Учитель).):

После Великого потопа наступил хаос, люди страдали. В это время с Юга пришел белый человек высокого роста, в длинной одежде, с бородой (у индейцев борода не растет и обычно они невысокие и смуглые и не носят таких одежд) в сопровождении других белых людей, названных виракочас. Первые испанские конкистадоры принимали статуи Виракочи из-за его европейскообразного вида за изображения Святого Апостола Варфоломея или за Святого Фому (я никак не мог этого разглядеть, но стоит верить испанцам - они за своего чужого не примут, да и глаз их был привычнее к своим статуям, подобие которых они и увидели).

Он шел на север, творил чудеса , учил людей, как жить, наставлял быть хорошими, не причинять другим вреда, любить друг друга, быть милостивыми. Он научил индейцев строительству, скульптуре, металлургии, животноводству, письму, террасному земледелию и ирригации. (Методам, дающим в данных районах больший эффект, чем вся современная мелиорация и прочие изыски новейшего сельского хозяйства.)

Так же он был лекарем. Есть также свидетельства, что Виракоча обладал властью над огнем, но из мифов нельзя сделать однозначный вывод идет ли речь о некоем оружии, пирокинетических способностях или об обычной мифологической выдумке.

Царский дом инков считался потомками Виракочи, и действительно, инки были белокожими и напоминали больше европейцев, чем индейцев.

Вот что повествует запись Франциско Писсаро об инках:

Правящий класс в перуанском королевстве был светлокожим, цвета спелой пшеницы. Большинство вельмож удивительно походили на испанцев. В этой стране я встретил индейскую женщину такую светлокожую, что поразился. Соседи зовут таких людей детьми богов . Хронисты сообщают, что восемь правителей инкской династии были белыми и бородатыми, а их жены - белыми, как яйцо .

Виракоча покинул индейцев, уйдя в океан, но обещал вернуться.

Образ Виракочи очень сильно похож на тольтекского и ацтекского Кецалькоатля (Кукулькан-Кукумац у майя) (эти и все другие имена данного героя в других племенах переводятся как Пернатый змей , змеи были тотемом всех вариантов Кецалькоатля), вполне возможно, что это и был тот же персонаж, продолживший свое путешествие с Юга на Север и дошедший до Центральной Америки или кто-то из того же народа, что и Виракоча.

Некоторые предания говорят, что это была группа лиц, а не один, что вполне совпадает с преданиями о спутниках Виракочи - виракочас. Кецалькоатль изображался в виде бородатого белокожего человека, одетого в длинную одежду и приходил так же в эпоху, последовавшею за катастрофой, во времена хаоса.

Он научил людей выращивать маис (кукурузу), находить и обрабатывать драгоценные камни, следить за движением звезд и вычислять даты по календарю, строить, добывать и обрабатывать металл, призывал не воевать и приносить в жертву лишь плоды (по другим версиям птиц и бабочек).

Вот что говорит одно из преданий:

Он прибыл из-за моря в лодке, которая двигалась сама, без помощи весел. Это был высокий бородатый белый человек, который научил людей пользоваться огнем для приготовления пищи. Он также строил дома и учил пары жить вместе как муж и жена; так как люди в те времена часто ссорились, он учил их жить в мире .

Кецалькоатль прибыл в Центральную Америку из-за восточного моря и покинул ее в том же направлении, проиграв своему врагу Тескатлипоке (Дымящиеся Зеркало), на плоту из пернатых змей , как выразились древние индейцы (По другим вариантам, просто подняв паруса), при этом, как и Виракоча, обещал вернуться.

Сходство этих героев не только культурологическое, но и внешнее.

Существовал и более исторически близкий к нам Кецалькоатль - жрец Кецалькоатля с тем же именем из тольтекского города Толлана, или иначе Тула.

О нем тоже рассказывали как о великом правители локального в месте и времени золотого века, но на мой взгляд его история не была прообразом преданий о культурном герое Кецалькоатле, а скорее в некоторых элементах повторяла ее - возможно отчасти целенаправленно в действиях жреца-правителя, воплощавшего принципы своего Бога-Учителя, а отчасти в народных легендарных преувеличениях.

Кстати, когда испанцы прибыли в Мексику и в Перу, их приняли за посланцев Кецалькоатля и Виракочи.

Существовали пророчества у индейцев о приходе народа с моря на плавучих островах (кораблях), непобедимого и грозного, которому предназначено покорить страну.

Эти пророчества также сыграли огромную роль в успехе испанцев.

Племянник Инки Атауальпы Титу Куси попытался описать то благоговение, которое испытывал его народ по отношению к чужеземцам:

Они казались нам похожими на бога Виракочу. Мой народ дал это имя людям, которых они увидели, отчасти потому, что они слишком отличались от нас одеждой и внешностью. А также потому, что мы увидели, как они ехали на огромных животных, у которых были серебряные копыта. Мы решили, что они серебряные, из-за блеска лошадиных подков. А еще мы назвали так этих пришельцев потому, что мы увидели, что они выражают свои мысли на белых листочках, как будто один разговаривает с другим, - это относилось к их умению читать книги и писать письма. Мы назвали их виракочами из-за их удивительной внешности и телосложения; из-за огромной разницы между ними - у одних были черные бороды, а у других рыжие; потому, что мы видели, что они едят с серебряных блюд; а еще потому, что они обладали ильяпами (по-нашему - гром) - так мы называли их аркебузы, ведь нам казалось, что они изрыгают гром небесный .

Так что не стоит слишком удивляться фантастическим описаниям культурных героев, которые поражали воображение местных жителей, находящихся на довольно примитивном уровне культуры, даже без использования лазеров, сверхтехнологичных приборов и летающих тарелок.

Впрочем, я не утверждаю категорически, что ничего подобного не было, лишь не настаиваю, что это обязательно было.

Некоторые описания культурных героев и их приспособлений наводят на очень интересные и необычные мысли.

Другие описания странных богов или первосуществ заставляют предполагать наличие у них невозможных в те времена технических способностей, но этот вопрос требует глубоких исследований и дифференциации от мифологических наслоений.

Это верно не только для американских индейцев, но и для всех историй о культурных героях, где для возведения в ранг божества могло быть достаточно простой изобретательности или почерпнутых где-то знаний, превосходящих местный примитивный уровень.

Так что группы виракочас и спутников Кецалькоатля вполне могли быть древними европейскими народами, такими как финикийцы, к примеру, тем более что существуют указания на трансатлантические путешествия древних финикийцев, в том числе и статуи и барельефы европейцев, найденные в раскопках культуры ольмеков и даже в Южной Америке.

Вот как описывал, предположительно, Америку Диодор Сицилийский, ссылаясь на моряков-финикийцев:

За Африкой находится огромный остров в обширном океане. Он лежит во многих днях плавания на запад от Ливии (Ливией в те времена называли всю Северную Африку). Горы там чередуются с приятными долинами, а города украшены прекрасными зданиями...

Описание вполне соответствует месоамериканский культурам и вряд ли Атлантиде, которая если и существовала, то в более ранний период.

Я встречал упоминания якобы найденных в Южной Америке абсолютно финикийских изделий, даже надписей с упоминанием, что их оставили финикийцы, но нигде в серьезной литературе не нашел подтверждения таким поразительным фактам, которые не могли не привлечь внимания, и потому очень сомневаюсь в реальности этих находок.

Кроме того, уже упомянутая ранее карта Пири Рейса, датированная 1513 годом, показывает части Южной и Центральной Америки точнее, чем карты, составленные по итогам плавания Колумба, якобы первым из европейцев открывшего Америку - не считая крайнего ее севера, открытого викингами. (Подробнее см. Чарльз Хэпгуд Карты древних морских королей .)

Впрочем, это могли быть не финикийцы, а представители другой культуры, например египтяне, тем более что уже найдены египетские настоящие морские корабли, вполне способные пересечь Атлантику, эпохи Древнего царства.

Могли быть и легендарные атланты, но нет никакой необходимости утверждать, что кроме них никто не мог стать прообразами американских культурных героев.

В диалоге Платона Тимей есть следующий строки:

Но позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясении и наводнении, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину. После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров .

Говорит ли этот рассказ правдиво об Атлантиде можно спорить, но что не вызывает сомнения, так это точное описание Саргассова моря, лежащего уже почти у берегов Америки и знакомство с ним по меньше мере египтян (это слова египетского жреца к Солону), а может и греков.

Многие ученые утверждают о существовании сходства иероглифов майя и систем письма Египта и Шумера .

В ряде легенд о Кецалькоатле он описывается, как несущий на одеждах знак креста. Наряду с упоминанием, что его религия была особенно милостива, можно предположить в нем и некоего христианина, случайно попавшего в Америку, вероятно в первом тысячелетии н.э.

Классическая история и археология со скрипом готова допустить лишь возможность спорадических трансатлантических контактов в прошлом, но для объяснения многих совпадений и сходств американских культур с культурами Старого Света и не нужны постоянные контакты - именно спорадические и объясняют все наилучшим образом - то, что похоже - передали, то, что не знали сами мореплаватели - не передали.

Например, для наглядности упрощая, приплыли как-то раз потрепанные штормами египтяне, и рассказали о пирамидах, индейцы восприняли идею, но строительство вели по-своему.

А культурные герои как раз и были маленькими группами людей, которые и могли приплыть на одном или нескольких небольших кораблях.

Христос, Будда, Зоратуштра, Мухамад изначально несли свои вести одни или с маленькими группами последователей, как и Виракоча с Кецалькоатлем.

Порой образ человека полностью затушевывается в культурном герое образом бога, часто за счет слияния с другими богами.

Реальный культурный герой становился богом-творцом или другим богом, принимая на себя атрибуты древнего божества.

Про Виракочу рассказывают истории его странствия по Южной Америке и про него же рассказывают как он творил людей, звезды, Солнце, Луну. В отличие оттого, что люди видели его странствия, его науку и способности, они вряд ли видели, как он делал Солнце.

Точно такая же история с мексиканским Кецалькоатлем.

Слабая память поколений закрепляет легенды . (Станислав Ежи Лец.)

Это характерные вещи для мифологического мировоззрения эпохи дикости. Если тогда обожествляли даже животных - полезных, или сильных, или обладающих чем-то непонятным - поведением, внешним видом, то тем более не удивительно и обожествление Учителей Мудрости.

Более наглядный пример - это такое же обожествление людей, учителей науки и ремесла, реальность которых, в отличие от вышеперечисленных, нам хорошо известна: египетский архитектор и ученый Имхотеп, живший в эпоху Древнего царства и бывший визирем фараона Джоссера (III династия) и строителем его ступенчатой пирамиды, был обожествлен в эпоху Среднего царства.

Кстати говоря, разные культурные герои разных стран скорее всего, а на мой взгляд очень вероятно, имеют разное происхождение - одни были умниками из соседнего племени, другие дальними странниками из другой части света, третьи изобретателями - ну про атлантов и инопланетян можно и не упоминать - могут и они послужить прототипами некоторых самых культурных и знающих героев, но это - не доказано.

Хотя ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов возможность существования древней цивилизации или палеоконтакта с другими разумными существами - ни смотря на то, что это отвергается современной наукой, слишком многие памятники фольклора и архитектуры говорят о возможности одного из этих вариантов.

Косвенным доказательством такой возможности является культ Карго .

Во время Второй мировой войны на небольшом островке в Тихом океане совершил вынужденную посадку американский самолет. В период ремонта члены экипажа дружелюбно общались с местным племенем, которое находилось на низком уровне развития, дарили аборигенам галеты, шоколад, виски. Самолет улетел.

И только через двадцать лет на острове вновь появились белые люди. Торговый корабль, приставший к берегу, обнаружил там макет самолета, выполненный из камней, глины и веток деревьев.

Туземцы поклонялись этому сооружению и призывали богов с неба вернуться к ним. Это и получило название культ Карго .

Ряд исследователей используют данный факт для объяснения некоторых странностей мировых религий, считая, что они возникли вследствие палеоконтактов с инопланетными пришельцами .

В некоторых частях Земли еще и сегодня живут племена с первобытным уровнем развития, для которых пулемет является дьявольским оружием.

Самолет вполне может показаться им повозкой божества , а из радиоприемника будет доноситься голос ангела .

Сегодня есть десятки примеров, как в конце ХХ века такие отдаленные от цивилизации племена обожествляли приземлившихся у них самых обычных вертолетчиков, делали из глины копии многорукой птицы , выцарапывали изображения едва узнаваемых фигур на скалах и стенах своих хижин...

Словом, происходило все в точности, как и, возможно, тысячи лет назад у наших предков.