Это и уникальная культура, базирующаяся на древней финно-угорской, мерянской, народные верования и обряды, мерянские словечки в русских диалектах, мифологические мотивы в резьбе и вышивке, сказки и легенды, археологические памятники, прозвища и фамилии, имена самой земли, да и сами лица людей, все это делает нашу землю особенной.
Ведь куда бы мы не поехали, наш говор и овал лица узнают, и поймут, откуда мы а, шуйские, а костромские! Знаем, знаем .
Эти милые глазу, уху и душе явления хранятся не столько на пыльных полках музеев и библиотек, сколько в сердцах и умах самих наших современников. Бережно передаются как мерцающий огонек из века в век. Схвати это грубыми руками и неуклюже сунь под микроскоп... Все, порвется эта тонкая нить, связывающая нас со многими поколениями предков.
И это реальные вещи, которые не нужно объяснять с помощью пространных роликов или грозя кому-нибудь кулаком, доказывать свою правоту.
Простой пример: в наших краях до сих пор в семьях, на древний мерянский манер,
- сестру матери и крёстную называют - кока ,
- колодец - витник ,
- язык елман ,
- сенной сарай шаха .
- Поговорим по нашему покалякаем ,
- рычаг вага ,
- посуда шабал ,
- помереть околеть ,
- иди канай ,
- перепел пулдырь ,
- чёрт ёлс ,
- низкорослый пигалица ,
- мохнатый лузга ,
- корзина пайва ...
...и многие другие.
Как и давние предки, наши современники ходят к синь-камням , приносят в поминальные дни трапезу для своих умерших на кладбища, вырезают на наличниках гадов ползучих и многое другое
Большинство людей уже не помнит, почему они это делают .