Пассионарность обитания

16 августа 2015, 17:15
Западная цивилизация перешла от пассионарности завета к пассионарности обетования — освоила проективный тип культуры

Пассионарность связана с чувством горизонта — преодолением повседневной конъюнктуры с помощью долговременных установок.

Долговременность же бывает двух видов:

  • устремленная назад, к далекой традиции, к священным заветам,
  • устремленная вперед, в обетованное будущее.

В этом смысле можно различать пассионарность завета — острое переживание причастности к традиции и готовности всеми силами защищать ее — и пассионарность обетования или исторического проекта.

Великие цивилизации прошлого — Египет, Ассирия, Индия, Китай отличались пассионарностью завета: они консолидировались посредством процедуры анамнесиса (припоминания).

Их величественные, в деталях разработанные ритуалы, высокое смирение перед каноном, феноменальная память как средство сохранения культурного прошлого на коллективном и индивидуальном уровнях — все это свидетельствует о стратегии анамнесиса.

Цивилизации ослабевали и рушились тогда, когда возникали сбои в механизме анамнесиса, когда прошлое переставало воодушевлять потомков: культурная память тускнела, а нарушение канона уже не тревожило религиозную совесть.

Люди начинали жить конъюнктурно-сиюминутным.

Тогда и земля, на которой они живут, уже не выступает священной землей, а воспринимается ценностно-нейтрально— как площадь, территория и т.п.

Именно в такие периоды катастрофически снижается готовность защищать свою землю и охранять геополитическое пространство.

Пространство, утратившее символическое значение — насыщенность культурными и ценностными смыслами, из безусловной ценности становится условной, по поводу которой можно торговаться...

Однако история цивилизаций знает и другой тип пассионарности, связанный с выходом из повседневности не в священное прошлое, а в обетованное будущее.

Первый, западный, Рим погиб, потому что под конец потерял способность к анамнесису — к воодушевлению традицией.

Граждане Рима утратили всякий пиетет и стали конъюнктурно-мыслящими — в политике, экономике, культуре. Они забыли о процедуре отнесения к ценности и стали безучастными и безответственными фаталистами, то и дело ссылающимися на независящие от них обстоятельства и тем оправдывающими свою бездеятельность.

Варвары во всем уступали им — в образовании, культуре, администрации и военной технике. Но они обладали большей жаждой жизни, ибо чувствовали себя исполнителями воли предков, а не рабами случая.

Вышедший из Средневековья новый Запад— наследник Римской империи — сфокусировал свое сознание на решении главной задачи —как избежать участи старого Рима.

Посредством соединения античного Логоса с христианским обетованием была обретена пассионарность нового типа, связанная с воодушевлением будущим.

Западная цивилизация перешла от пассионарности завета к пассионарности обетования — освоила проективный тип культуры.

Вот почему она является едва ли не единственным типом цивилизации, который не разрушается в условиях массового общества.