Почему мы любим знаменитостей: ответ антрополога

8 сентября 2017, 15:05
Почему мы так одержимы знаменитостями? Из-за эволюционных особенностей своего мозга, утверждает антрополог Джейми Теграни.

Мне нравятся афоризмы.

Один из моих любимых - из Марка Твена: «Прости за длинное письмо - у меня не было времени на короткоеф».

Я часто извиняюсь так перед друзьями и коллегами за свои мудрствования. Это точное и тонкое наблюдение. Казалось бы, чисто твеновское.

Вот только принадлежит оно не Твену. Недавно мне сказали, что настоящий автор цитаты - менее известный французский мыслитель Блез Паскаль. Я проверил - действительно, Паскаль использовал эти слова в письме к своему коллеге еще в 1657 году.

И оказывается, я ошибался не только относительно этой цитаты.

Думаю, многие слышали блестящий афоризм Эйнштейна: «Безумие - это делать одно и то же снова и снова, но каждый раз ждать другого результата».

Это, пожалуй, самая известная фраза великого физика после «E = mc ²».

Но свидетельств, что он ее произносил, не существует. Эти слова впервые были напечатаны в брошюре «Анонимных наркозависимых» 1981 года - почти через 25 лет после смерти Эйнштейна.

И подобных примеров множество.

Уинстон Черчилль, Бенджамин Франклин и Мартин Лютер Кинг не сказали, наверное, и половины того, что им приписывают. Ведь цитаты звучат весомее, когда вкладываются в уста остроумных и мудрых мужей.

Это нормально. Приписывать умные мысли выдающимся людям - лишь пример более общей тенденции: возносить знаменитостей на пьедестал.

Слава - мощный культурный магнит. Как существа гиперсоциальные, мы получаем большую часть своих знаний и навыков, копируя других, а не путем проб и ошибок.

И при этом - обращаем больше внимания на поведение известных людей, чем рядовых членов сообщества.

Получается, что различные явления имеют больше шансов на успех, если их ассоциируют с кем-то знаменитым - пусть даже и по ошибке? Возможно, тот, кто говорит, имеет не меньшее значение, чем смысл сказанного?

Как мог эволюционировать престиж

Существует теория, что престиж - одно из приспособлений нашего мозга, давших нам возможность учиться.

Престиж вознаграждает не силу, а другие качества, и это отличает людей от других приматов, у которых преобладают отношения доминирования.

Благодаря этому индивиды с незаурядными талантами и знаниями, например собиратели или врачи, получали такое же признание, как и выдающиеся воины.

Из-за того, что сообщество ценило этих людей и пользовалось их умениями, его шансы на выживание росли.

Другой пример того, как действуют «культурные магниты»: мы часто копируем черты известных людей, которые напрямую не связаны с их успехом, например одежду, прически, речи.

Именно поэтому компании используют звезд для рекламы. Знаменитости всегда на виду, и если они наденут ваши джинсы или часы, публика это заметит.

Но речь идет не только о том, чтобы как можно больше людей увидели ваши товары. По картинке на телевидении или в газете вы не узнаете, какие трусы носит Бекхэм или какими духами пользуется Бейонсе.

Звезды рекламируют подобные товары, потому что бизнесмены знают: слава активно влияет на наше восприятие ценностей. Знаменитости делают товары не только заметными, но и желанными.

Но почему? Считается, что культура знаменитостей возникла относительно недавно, что это порождение медийного и атомизованого общества.

Этот феномен действительно современный, но базируется он на глубоких человеческих инстинктах - инстинктах, которые сыграли ключевую роль в появлении нашей культуры и позволили нашему виду успешно эволюционировать.

Речь идет о престиже. Это одна из форм социального статуса, основанная на уважении и восхищении со стороны членов общины. Она представляет для антропологов большой интерес, так как это уникальная характеристика нашего вида. Кроме того, это явление универсальное, то есть такое, которое существует в каждом человеческом сообществе.

У других приматов социальные иерархии строятся преимущественно на доминировании. Оно отличается от престижа тем, что основано на страхе и насилии.

Рядовые члены сообщества подчиняются доминантным животным, потому что стать у них на пути - это бросить вызов их статусу, который они будут защищать силой. Многие человеческие иерархии также базируются на доминировании.

Но кроме того, мы имеем еще и систему престижа, которая поддерживается добровольно. Статус престижности присваивается лицам за их их достижения в определенной сфере, а не устанавливается силой.

приматы

Откуда взялось это явление? Убедительнее всего звучит теория, что это один из ряда приспособлений, с помощью которых мы получили возможность учиться. В определенный момент наши предки начали замечать и вознаграждать субъектов с исключительными умениями, а также - учиться у них.

Благодаря этому отдельные открытия (например, знания о целебных свойствах трав или оптимальной конструкции оружия) смогли распространиться по всей популяции, а также передаваться по наследству. Каждое следующее поколение использовало и совершенствовало мудрость предков.

Поэтому в целом склонность подражать талантам полезна. Но иногда она заставляет нас копировать неважные, а порой и вредные черты.

Почему? Потому что эта наша способность очень общая: мы перенимаем ролевые модели в целом, а не конкретные знания или умения. Именно поэтому этот инструмент настолько гибкий и мощный: черты, которые делают человека успешным, в разных обстоятельствах разные, поэтому есть смысл копировать кого-либо, кто чем-то отличился в определенное время и в определенном месте.

Поэтому мы и перенимаем весь поведенческий комплекс известных людей, в частности и те черты, которые не имеют ничего общего с их успехом.

Например, мужчины могут наблюдать, что настоящий охотник, изготавливая каменные наконечники стрел, говорит какие-то заклинания. И примут этот ритуал вместе с его техникой обработки камня.

По моему мнению, именно это объясняет наш интерес к тому, во что одеваются, на чем ездят или где совершают покупки звезды.

охотник

В прошлом незначительные черты, которые мы пернимали у лидеров, компенсировались полезными. Поэтому в долгосрочной перспективе это была эффективная и адаптивная стратегия.

Но остается ли она такой в наше время? Я не уверен.

Современный мир очень отличается от того, в котором эволюционировал наш мозг, и я считаю, что первично полезная склонность имитировать лидеров выродилась в нездоровую одержимость знаменитостями, которые получают значительно больше внимания, чем заслуживают.

Позвольте провести аналогию с питанием. У наших предков развилась любовь к сладкому и жирному, потому что она стимулировала их добывать спелые фрукты и мясо, богатые питательными веществами. Но в современном мире с его массовым производством кондитерских изделий и интенсивным сельским хозяйством эта наша черта приводит лишь к эпидемии ожирения и связанных с ним болезней.

СМИ - это та самая нездоровая пища для мозга: быстрая, удобная, но не полезная. Мы поглощаем изображение богатства и успеха, потому что они удовлетворяют нашу тягу к престижу. Но действительно ли достойны подражания нынешние знаменитости?

Что такое эволюционная психология?

Это наука о том, как развивался наш ум под влиянием естественного отбора. Она возникла на основе эволюционной теории Чарльза Дарвина.

С точки зрения этой науки, все сложные аспекты человеческого поведения, например речь, сознание или память, развились потому, что помогали человеку приспосабливаться.

Все эти качества в той или иной степени помогали человеческому виду в выживании.

Например, большой мозг человека с точки зрения эволюционной психологии развился благодаря нашей сложной социальной организации.

Люди, умевшие лучше манипулировать другими для удовлетворения своих потребностей, имели больше шансов на выживание. Следовательно, большой мозг - это результат естественного отбора.

Задавая этот вопрос, я не имею в виду скандальные выходки нетрезвых актеров или футболистов. Нет, меня интересует общая проблема: каково назначение современного феномена знаменитостей?

В древних обществах перечень образцов для подражания был четко обозначен: мастерские охотники или собиратели, хорошие родители, возможно, знатоки ритуалов.

Но в нашем обществе с его сложной системой классов, разделением труда и смесью культур, критерии успеха значительно разнообразнее и менее прозрачны. Многие знаменитости преуспели в сферах, в которых мы вряд ли когда-нибудь попробуем себя, например в профессиональном спорте или музыке.

Но мы все равно им подражаем, потому что наш мозг запрограммирован связывать престиж с адаптивным поведением. А поскольку слава - главный признак престижа, то чем больше внимания звезды получают, тем больше его привлекают.

Неудивительно, что слава перестала иметь практическую цель. В современном мире не так уж и важно, чем ты прославился, слава является самоцелью.

И хотя знаменитости сейчас пользуются бешеной популярностью - как никогда в человеческой истории, мы часто слышим, что подражать им не стоит.

Но для чего они нужны, если перестали быть образцом для подражания?

Зачем мы наделяем их престижем, если они не приносят нам пользы?

Ища ответы на эти вопросы, не помешало бы вспомнить слова Сэмюэля Джонсона: «Имя - это одна из немногих вещей, которые нельзя купить. Это бесплатный дар человечества, который получают за заслуги».

По крайней мере, я думаю, что эти слова Джонсона.