Римский Луксор

Храм культа римского императора в диоклетиановской крепости: современное состояние и компьютерная реконструкция

Этот текст о прекрасном памятнике позднеантичной архитектуры, возведенном в Египте при императоре Диоклетиане. В начале IV века вокруг древнеегипетского храма Амона в Луксоре была построена римская крепость, в центре которой появился храм культа римского императора.

Она была подробно исследована французами (Legrain 1917,el-Saghir et al 1986). Наличие храма культа штандартов, покровителя крепости и императора было типичным для римских крепостей того времени, но именно этот храм типичным никак не назовешь. К сожалению, в русскоязычной литературе о нем написано немного.

Однако, краткое описание архитектуры крепости и храма культа римского императора и достаточно подробное описание римских росписей в нем можно найти в книге Чубовой А.А. и соавторов (Чубова et al 1985. С. 180-182, 205-207) и в моей недавно вышедшей статье (Карелин 2012). Этот пост истории этого памятника, его современному состоянию и компьютерной реконструкции, выполненной в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-34-01203 «Трехмерная компьютерная реконструкции храма культа римского императора в позднеримской крепости в Луксоре».

Попав в луксорский храм и пройдя через входной пилон Рамсеса II, его двор и колоннаду Тутанхамона и Хоремхеба, вы попадаете во двор Аменхетепа III. Уже от входа в этот двор можно заметить вдали руины зала с апсидой.

Это и есть помещение храма культа римского императора, устроенного в расположенном за гипостильным залом так называемом первом вестибюле. До середины XX века его ошибочно считали христианской церковью, но в своем блестящем исследовании У. Моннере де Вийар дал точную атрибуцию этого памятника (Monneret de Villard 1953). Некоторые коптские источники свидетельствуют, что в этом храме приносились жертвы гению Цезаря и Амону (el-Saghir et al. 1986. P. 21-23. Note 7).

Пилон Рамсеса II

Двор Рамсеса II

Двор Аменхетепа III

В этой римской крепости была расквартирована часть Legio III Diocletiana, в то время как другие его части располагались рядом с Ком Омбо и в Андрополе.

Существует также предположение, что тут же находился Legio II Flavia Constantia, однако это утверждение тоже спорно, хотя интересно, так как в этом случае в каждой половине крепости, разделенной древним храмом на две части, размещался свой легион.

План римской крепости в Луксоре

Начерчено автором на основании: el-Saghir et al 1986. Pl. 1; Bell 1997. Fig. 56

Часть храма, а именно, двор Аменхетепа III, его гипостильный зал и первый вестибюль стали римскойprincipia(главным штабом крепости).

Планировка древнеегипетского храма оказалась очень удобной для организации классической римской principia: двор Аменхетепа III стал двором principia, гипостильный зал, видимо, выполнял функции базилики, а в дальнем конце principia– на привычном месте - в данном случае в первом вестибюле римляне создали храм культа римского императора (то есть четырех императоров – Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора).

Общий вид храма культа римского императора в Луксоре

Апсида и часть южной стены ночью

Для создания храма культа императора римляне внесли в планировку древнего храма немало изменений. Перед центральными колоннами гипостильного зала были найдены 4 базы (две центральные из красного гранита, две боковые из известняка), что позволило французским археологами, исследовавшим крепость, предположить, что на них размещались статуи тетрархов.

Также римляне пробили арочные проемы в боковых стенах гипостильного зала, между колоннами главного нефа которого были сооружены продольные перегородки с проемами, акцентирующие направление на расположенный далее храм культа римского императора. В одном из таких проемов сохранилась база статуи Константина, датируемая 324 годом.

План храма римского императора в Луксоре

Начерчено и дополнено автором на основании: Monneret de Villard 1953. Fig. 1; el-Saghir et al 1986. Pl. 1

В самом первом вестибюле римляне заложили проход в древнее святилище и соорудили на его месте апсиду. Существует интересная версия, что этот проем был создан только во время Александра Великого, а до этого расположенные южнее помещения были отделены от первого вестибюля.

В таком случае получается, что римляне восстановили оригинальную планировку (Murnane 1985. P. 146). Кроме того, римские зодчие разобрали восемь колонн в зале и использовали их, чтобы поднять уровень пола. Перед апсидой in situ сохранились две колонны с коринфскими капителями. Ближайшую аналогию этим капителям можно найти в храме Сараписа в Монс Клаудианусе (Восточная пустыня Египта).

Большинство исследователей, начиная с У. Моннере де Вийара, считают, что перед этими колоннами стояли еще две и на них опирался полуцилиндрический свод из легкого материала, образуя своего рода балдахин.

Все стены в храме были покрыты росписями, которые, к сожалению, почти исчезли. Та их часть, что пощадило время, в конце XIX века была сбита египтологами, исследовавшими древнеегипетские рельефы под ними. Сомерс Кларк писал об этом: «We may admit that for the purposes of a complete study of the excellent wall sculptures it was necessary to remove these paintings: but it was a piece of unscientific barbarism to break them up without even procuring careful copies.» (цит. по Monneret de Villard 1953. P. 85). И с ним трудно не согласится.

До наших дней сохранились только фигуры тетрархов в апсиде, два фрагмента групп людей на южной стене (в восточной и западной частях), орнамент нижнего регистра в восточной части южной стены и изображение щита на восточной стене.

Фрагмент росписи: изображение щита в южной части восточной стены

Фрагмент росписи: группа людей в восточной части южной стены

В верхней правой части виден фрагмент подиума трона, на основании которого И. Декерс и сделал предположение о двух фигурах императоров на троне

Фрагмент росписи: орнамент нижнего регистра в восточной части южной стены

Апсида храма с изображениями тетрархов и Юпитера

Однако, к счастью, в середине XIX века, за несколько десятков лет до уничтожения росписей, известный британский ученый и путешественник сэр Джон Гарднер Уилкинсон создал акварели с видами всего зала и также отдельных фрагментов росписей.

Благодаря его акварелям У. Моннере де Вийар, И. Калаврезу-Максейнер (Kalavrezou-Maxeiner 1975) и И. Декерс (Deckers 1973; Deckers 1979) досконально изучили росписи, а последний создал их реконструкцию (Deckers 1979. Abb. 34).

Акварели росписей: общий вид

MS XXXI in the Griffith Institute at Oxford. P. 51-52 (Kalavrezou-Maxeiner 1975. Fig. I)

На южной стене находилась сцена adlocutio (обращение императоров к солдатам), где были изображены четыре императора на парных тронах (симметрично по обе стороны от апсиды), а под ними находились изображения процессии высокопоставленных военных.

На западной, северной и восточной стенах, видимо, была изображена сцена adventus (торжественный въезд императора в город). Дж. Гардинер Уилкинсон запечатлел на восточной стене процессию спешившихся солдат, двигавшихся в направлении от северной стены к апсиде.

Акварели росписей: фрагмент росписи южной стены

Ноги людей справа от апсиды. MS XXXI in the Griffith Institute at Oxford. P. 55-56 (Kalavrezou-Maxeiner 1975. Fig. II)

Акварели росписей: фрагмент росписи восточной стены

Группа солдат. MS XXXI in the Griffith Institute at Oxford. P. 62 (Kalavrezou-Maxeiner 1975. Fig. III)

Акварели росписей: фрагмент росписи южной стены

Группа людей слева от апсиды и один из тетрархов в апсиде. MS XXXI in the Griffith Institute at Oxford. P. 62 (Kalavrezou-Maxeiner 1975. Fig. IV)

В апсиде до сих пор еще можно разглядеть пять фигур, хотя они плохо различимы, даже несмотря на недавно проведенную итальянско-американской миссией реставрацию и консервацию сохранившихся фрагментов росписей.

В настоящее время ученые готовят публикацию о своей работе. Четыре стоящих фигуры тетрархов имеют свои атрибуты.

В руках у крайних правой и левой фигур, видимо, были скипетры, фигура слева ближе к центру держит шар и опирается на длинный посох, фигура правее почти стерлась. Посох и шар являются символами императорской власти.

Это позволило предположить, что центральная левая фигура – Диоклетиан. Стертая фигура, скорее всего, была изображением Максимиана (286-305 года н. э.), который был позднее предан проклятию памяти (damnatio memoriae) за организацию заговора против Константина.

Следовательно, крайние фигуры представляли соправителей двух первых тетрархов: Галерия и Констанция Хлора. В центре за ними, возможно, был изображен благословляющий их Юпитер. Над всеми фигурами в конхе апсиды парит орел. Все пять фигур имели нимбы.

Фигуры тетрархов в апсиде и на тронах наиболее статичны, что должно было подчеркивать их божественность. Фигуры высокопоставленных военных на южной стене несколько динамичнее, а солдаты на восточной стене изображены в очень динамичных позах.

Можно сказать, что таким образом выстраивалась некая иерархия от статичных фигур божественных тетрархов до динамично движущихся солдат.

Интересную трактовку иконографии росписей дал Я. Элснер.

Он считает, что в них искусство времен тетрархии попыталось обойти противоречие в изображении божественного императора, характерное для «реалистичного искусства» принципата.

Оно заключалось в том, что в статуе обожествленного императора последний изображался, хоть и идеализировано, но как человек, являясь при этом богом. В таком случае было неясно, как одно и то же лицо может быть одновременно и богом, и человеком.

По мнению Я. Элснера, в этих росписях для божественной и для человеческой сущности тетрархов были предусмотрены отдельные изображения. Их фигуры в апсиде и на южной стене, в сцене adlocutio,являлись образами божеств, а несохранившееся изображение Диоклетиана на колеснице на северной стене было изображением императора как человека среди подданных.

Таким образом, исследователь трактует эти росписи как пример переходного этапа от «реалистичных» изображений императоров времен принципата к «иконическим» изображениям ранневизантийских императоров. Я. Элснер считает подобный прием вульгарным, так как он все равно не дает ответа на вопрос, как одно и то же лицо может быть и человеком, и богом.

Он полагает, что именно такая ложь в итоге привела к падению этого культа и победе христианства (Elsner 1995. P. 173-176).

По мнению многих ученых к концу III века древний храм был заброшен, и культ Амона в нем уже не существовал.

Однако не все согласны с данной точкой зрения. Многие исследователи считают, что древнеегипетский культ мог существовать в храме даже во время Диоклетиана, и он даже мог быть связан с культом римского императора. Подробнее об этой дискуссии можно почитать в работе Д. Клотца (Klotz 2012. P. 375-380).

Эта теория подтверждается рядом косвенных доказательств, главное из которых – это вероятность того, что первый вестибюль древнеегипетского храма Ипет-Ресит в Луксоре, где, собственно, и расположился храм культа римского императора, изначально был посвящен культу божественного правителя Египта - фараона (Bell 1985).

На основании этой параллели и еще некоторых косвенных доказательств многие исследователи считают, что создание Диоклетианом храма культа римского императора именно здесь было связано с использованием этого места для отправления культа божественного фараона в древности.

Многим чертам этого памятника, несмотря на его уникальность, можно найти аналоги в искусстве, скульптуре и архитектуре того времени. Планировка этой principia близка к типичной для такого типа зданий. Многие сюжеты тоже имеют параллели в искусстве того времени. Например рельеф adlocutio на арке Константина близок к этой росписи и по иконографии, и по композиции.

Кроме того, равнозначные изображения тетрархов и на росписях, и в виде их статуй перед входом в гипостильный зал являются выражением темы сoncordia - равенства и гармонии между тетрархами, так необходимой для стабильности в государстве.

Эта тема прослеживается во многих произведениях искусства времени первой тетрархии. К сожалению, эта «гармония» держалась только на личности Диоклетиана, и с его уходом сразу исчезла.

Исследователи сравнивают эти изображения тетрархов с знаменитыми скульптурами из Ватиканского музея и Венеции, ансамблем Золотых ворот в Сплите и 5 колоннами, увенчанными фигурами тетрархов и Юпитера, установленными на римском форуме при Диоклетиане. Также можно сказать, что изображения одеяний военных с южной стены очень близки к некоторым из мозаик Виллы Казале в Пьяцца Армерина.

С другой стороны у храма культа императора в Луксоре есть уникальные черты. Подобный балдахин на четырех колоннах никогда не находили в храмах культа римского императора, кроме одного примера из римской крепости Драг Сууд в Нумидии, данного М. Редде (el-Saghir et al. 1986. P. 29). Однако, этот приведенный авторитетным французским исследователем, пример плохо сохранился, и поэтому вызвал у него самого большие сомнения.

Наиболее близким к храму культа римского императора в Луксоре архитектурным памятником той эпохи является principia с храмом культа императора в Пальмире, но там не было ни росписей, ни балдахина.

Тот факт, что такое количество черт искусства и архитектуры того времени нашли место в этом произведении архитектуры, а также возможное наличие определенной связи между культом императора и древнеегипетским культом божественного царя, делает храм культа римского императора в Луксоре одним из уникальнейших памятников своей эпохи.

В настоящее время в рамках поддержанного РГНФ проекта №13-34-01203 я создал трехмерную реконструкцию этого храма. С иллюстрациями и моделью в VRML формате можно ознакомиться ниже.

Основные выводы и результаты работы, включая полный отчет по проекту, будут опубликованы в нескольких статьях, которые уже находятся в печати. По мере их выхода они будут выложены в Интернете, и здесь появятся ссылки на них.

Аксонометрия храма культа римского императора в Луксоре

Реконструкция автора, основанная на: Monneret de Villard 1953, Fig. 1-2; Deckers 1979, Abb. 34; el-Saghir et al. 1986, Pl. I

Продольный разрез храма культа римского императора в Луксоре

Реконструкция автора, основанная на: Monneret de Villard 1953, Fig. 1-2; Deckers 1979, Abb. 34; el-Saghir et al. 1986, Pl. I

Поперечный разрез храма культа римского императора в Луксоре

Реконструкция автора, основанная на: Monneret de Villard 1953, Fig. 1-2; Deckers 1979, Abb. 34; el-Saghir et al. 1986, Pl. I

Вид от входа во двор Аменхетепа III на вход в храм культа римского императора в Луксоре

Реконструкция автора, основанная на: Monneret de Villard 1953, Fig. 1-2; Deckers 1979, Abb. 34; el-Saghir et al. 1986, Pl. I

Вид на центральный неф гипостильного зала, ведущий в храм культа римского императора

Реконструкция автора, основанная на: Monneret de Villard 1953, Fig. 1-2; Deckers 1979, Abb. 34; el-Saghir et al. 1986, Pl. I

Интерьер храма культа римского императора (дневное естественное освещение)

Вариант с оконными проемами. Реконструкция автора, основанная на: Monneret de Villard 1953, Fig. 1-2; Deckers 1979, Abb. 34;el-Saghir et al. 1986, Pl. I

Интерьер храма культа римского императора (искусственное освещение)

Вариант без оконных проемов. Реконструкция автора, основанная на: Monneret de Villard 1953, Fig. 1-2; Deckers 1979, Abb. 34;el-Saghir et al. 1986, Pl. I

VRML модель храма культа римского императора в Луксоре