Убийца не был найден

19 июня 2016, 21:11
18 июня 1976 года, умер поэт и переводчик Константин Петрович Богатырев, ему было чуть больше пятидесяти

Сорок лет назад, 18 июня 1976 года, умер поэт и переводчик Константин Петрович Богатырев, ему было чуть больше пятидесяти. Он переводил: Готфрида Страсбургского, Гельдерлина, Шамиссо, Гёте, Геббеля, Тракля, Брехта, Целана, Кестнера, Фриша, Дюрренматта. Но главным делом его жизни были переводы Райнера Марии Рильке. Том Новых стихотворений в серии Литературные памятники увидел свет, когда переводчика уже не было в живых. Огромная работа: 172 стихотворения!

26 апреля 1976 года на поэта и переводчика Константина Богатырева было совершено нападение на лестничной площадке дома, в котором он жил. Вечером он возвращался из магазина и, когда вышел из лифта, то неизвестный напал и сильно ударил его.

Константин упал, потеряв сознание. Когда приехали врачи, то обнаружили перелом основания черепа.

Константин прожил еще почти два месяца и скончался в больнице 18 июня.

Его судьба была неординарна - сын известного филолога Петра Богатырева, он юношей был призван в конце войны в действующую армию.

Воевал, был в Германии, культуру которой знал и любил. После войны поступил в МГУ, изучал германистику. В 1950 году был арестован.

По нелепому доносу обвинялся в том, что пытался взорвать Кремль. Был приговорен к смертной казни. В течение шести недель ожидал исполнения приговора в страшной Сухановской тюрьме, но в 1951 году смертная казнь была заменена 25 годами лагерей.

Константин Богатырев был освобожден лишь в 1956 году, после XX съезда.

Всю жизнь он жил так, словно оставался гражданином свободной страны - говорил то, что думал, встречался с теми, кто нравился ему, даже если это были иностранцы.

Дружил с академиком Андреем Сахаровым, писателем Владимиром Войновичем, поэтом Геннадием Айги. Он не задумываясь помогал диссидентам, переправлял за рубеж рукописи и обращения. Видимо это обстоятельство решило его судьбу.

Его гибель потрясла интеллигенцию. После заказных убийств 30-40-х годов, организованных Ягодой, Ежовым и Берией по указанию Сталина, это было первое убийство послесталинской эпохи, в котором чувствовалась рука госбезопасности.

Несмотря на то, что дом, в котором проживал Богатырев, был ведомственным и у лифта постоянно находился дежурный, убийца не был найден.