​​Умер Юрий Лужков. Самый яркий представитель deep people в российской политике

11 декабря 2019, 09:09
Лужков был самым крупным политиком среди «теневиков» и самым влиятельным «теневиком» среди политиков.

Экс-мэр Москвы Юрий Лужков умер через 20 лет после политического фиаско избирательного блока «Отечество - Вся Россия» (Лужков, Примаков) (на парламентских выборах в 1999 году был фаворитом, но показал провальный результат), закрывшему ему путь на федеральный верх, и через 10 лет после «равноудаления» (в одном случае – физического) двух своих друзей-«теневиков» - Тельмана Исмаилова и Шабтая Калмановича.

Эта символичность показательна.

Лужков был самым крупным политиком среди «теневиков» и самым влиятельным «теневиком» среди политиков. 

Чему не в последнюю очередь способствовал «старообрядческий» бэкграунд бывшего московского мэра. Поскольку именно старообрядцы создали старейшую и едва ли не самую эффективную российскую анти-Систему.

В этом свете совершенно иначе выглядит характеристика, данная председателем Моссовета Гавриилом Поповым, когда тот выдвигал Лужкова на должность главы Мосгорисполкома: «Политикой совершенно не интересуется… Твердый характер. Из старообрядцев».

По близости к deep people Лужкова можно сравнить, пожалуй, с Трампом и Эрдоганом.

При этом нельзя сказать, что в цифровую эпоху такой тип политика – «уходящая натура». Скорее наоборот, чем дешевле и потому обширнее контроль со стороны государства и корпораций, чем больше в жизни обывателя навязанной прозрачности и чем меньше приватности – тем сильнее будет запрос на лидеров, способных защитить от очередного «дивного мира». Хотя за такую «возможность тени» неизбежно придётся расплачиваться понятийным перераспределением ренты. 

И в данном контексте любопытен ещё один нюанс. Как утверждает Владимир Евтушенков (один из богатейших людей России, председатель совета директоров и владелец 64% акций АФК «Система»; всегда считался близким к мэрии Москвы; АФК «Система» была одним из главных спонсоров проекта Лужкова «Отечество - Вся Россия»), незадолго до смерти Юрий Лужков обсуждал возможность возглавить совет директоров Научно-исследовательского института органических полупродуктов и красителей (НИОПИК) – фармразработчика, который первым подключился к эксперименту по маркировке лекарств.