Диссертации Мединского как признак гибели гуманитарной науки в России

10 февраля 2017, 10:00
Министр культуры РФ может не беспокоиться за судьбу своих ученых степеней. Нынешняя власть любит людей с подмоченной репутацией, пишет Константин Эггерт специально для DW.

У обеих докторских диссертаций Владимира Мединского, мягко говоря, сложная судьба. Ту, что представлена на соискание степени доктора политических наук, сообщество "Диссернет" обвиняет в плагиате. Ту, которую Мединский защитил для получения степени доктора исторических наук, он, судя по оценкам экспертов, написал сам. Но лучше бы Мединский этого не делал.

Подавшие заявление о лишении министра ученой степени доктора наук исследователи утверждают, что 400 страниц его текста - не научный труд, а публицистический памфлет. Он призван доказать: иностранцы, приезжавшие на Русь в XV-XVII веках в своих мемуарах только и делают, что клевещут на ее политику, быт и характер народа.

Надуманные предлоги

Диссертационный совет исторического факультета МГУ, как стало известно во вторник, 7 февраля, отказался рассматривать работу Мединского. Объяснения даются противоречивые. То это отсутствие плагиата в диссертации главы Минкульта, то, как заявил ректор истфака, отсутствие самой работы, которую на факультете "не получили". Обе причины - странные. Основанием для лишения ученой степени, по действующим правилам, может быть не только плагиат, но и научная несостоятельность.

Диссертация Мединского находится в открытом доступе, и запросить ее не составляет труда. До этого работу не смогли рассмотреть в Уральском федеральном государственном университете. Там она пролежала сверх положенного для рассмотрения времени, после чего ее отправили назад в Москву.

Тянущаяся несколько месяцев эпопея - наглядное доказательство трусости университетского начальства в Екатеринбурге и Москве. Оно попросту боится рассматривать диссертацию Владимира Мединского. Ведь даже фрагменты ее работы читаются, как скверный анекдот. Чего стоит хотя бы утверждение, что священные тексты XV-XVI веков были написаны "по-русски", и поэтому якобы были понятны населению страны, в то время как в Западной Европе люди не понимали Библии, потому что она была только на латыни! Ясно, что историк, не знающий о существовании церковно-славянского языка - не историк.

Медленная смерть науки

Но лишить степени федерального министра - значит рискнуть бюджетным финансированием и собственным креслом. Любой администратор в сфере науки и образования понимает: Владимир Мединский - не простой член кабинета. Он один из главных идеологов нынешнего политического режима. Министр объявил критерием качества научного исследования "соответствие интересам России", которые он сам и определяет. Покусись на его диссертацию - и окажется, что ты работаешь против этих интересов и занимаешься "антироссийской деятельностью".

Страх, сковавший большую часть научного сообщества, понятен. Главное - выжить. Но этот конформизм ведет к непоправимым последствиям. Любая научная деятельность, особенно в сфере гуманитарных наук, обесценивается. И без того пострадавшие при коммунистах от почти вековой изоляции от внешнего мира российские историческая, юридическая, философская науки теперь вновь оказываются служанками "политической необходимости".

За исключением разве что членов Академии наук, которые и в советское время не стали лишать Андрея Сахарова звания академика, научное сообщество поставлено перед выбором - либо подстраиваться под линию Кремля, особенно в гуманитарных науках, либо быть готовым к проблемам с финансированием и отставкам. Это медленно, но верно губит науку.

Каста неприкосновенных

Ну, а нынешняя власть осознает себя кастой неприкосновенных, вершащих великие дела. Для нее не существует понятия "репутация", потому что правящая бюрократия никому не подотчетна, кроме одного человека - президента. В России невозможно представить себе добровольный уход министра, обвиненного в плагиате, как это было в 2011 году с тогдашним министром обороны Германии Карлом-Теодором цу Гуттенбергом (Karl-Theodor zu Guttenberg).

Уличенный в нечестных заимствованиях в тексте диссертации, самый популярный в то время политик в стране был вынужден попросить университет Байройта лишить его ученой степени, а затем подал в отставку. Сегодня цу Гуттенберг, которого когда-то прочили в преемники канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel) - частный консультант. В политику он едва ли вернется.

К слову, продолжается расследование уголовного дела в отношении ряда подчиненных Владимира Мединского, включая его заместителя Григория Пирумова. Их обвиняют в хищении государственных средств. В странах ЕС или США это давно привело бы к отставке самого министра. В парламентской демократии глава ведомства не может не ответить за то, что у него под носом воруют деньги налогоплательщиков - даже если он сам не взял себе ни копейки или цента.

Но налогоплательщики молчат - либо потому что не понимают того, что они содержат госаппарат, либо потому что не верят в возможность повлиять на власть. А Кремлю выгодно иметь в качестве одного из главных пропагандистов человека, вокруг которого вьется шлейф коррупции и некомпетентности, так как такой человек всегда будет безоговорочно лоялен. "Нужным людям" можно все - пока они знают, как оставаться нужными. Как следствие - в России очень легко стать оппозиционером. Для этого достаточно просто быть профессионалом.