Расследование причин катастрофы Ту-154 невозможно

29 января 2017, 09:00
У российских экспертов возникли проблемы они не способны расшифровать данные до безобразия устаревших черных ящиков упавшего в море Ту-154

Помнится еще в советское время бытовал такой анекдот: После того как 6 сентября 1976 года советский летчик старший лейтенант Беленко, совершая полет на перехватчике МиГ-25, перелетел в Японию и попросил политического убежища в США. Японцы этот самый МиГ разобрали и были крайне удивлены:

"Как эта жестяная банка набитая гайками в небо поднялась"? - в ужасе кричали их инженеры. - "Где электроника? Как вы управляли этой газонокосилкой"?

Японцы был просто шокированы! В самолете по их мнению напрочь отсутствовала электроника, хотя, на самом деле, она там была. Просто ее технологическая новизна была таковой, что японцы ее просто не заметили!

Так вот, сегодня стало известно, что примерно такая же ситуация складывается с утонувшим недавно в Черном море Ту-154.

Проблема в том, что бортовой самописец самолета является, по сути, катушечным магнитофоном образца 1980-х, и для получения с него полноценной информации сегодня не осталось ни оборудования, ни специалистов.

Представляете себе? На сегодня на России не осталось тех, кто был бы настолько стар, чтобы разобраться в том, как расшифровать информаци с "древнейших манускриптов"!

Сотрудники Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники ВВС Минобороны, в котором было начато расследование, уже "давно забыли, как работать с пленкой". Все технические параметры последнего полета Ту-154, произведенного в 1983 году, были записаны на аналоговый прибор, внешне напоминающий катушечный магнитофон, подобный тем, что были распространены в конце прошлого века.

Вдумайтесь, у вас мобильный телефон максимум двухгодичной давности, а тут: 35 лет! Удивительно, что запись велась не на перфокартах!

Сам механизм и пленка, как пояснил эксперт, оказались в нормальном состоянии, и военным экспертам удалось довольно быстро считать записанные на магнитный носитель основные параметры полета и результаты корректирующих действий экипажа. Однако при попытке расшифровать и проанализировать полученные данные возникли сложности. Дело в том, что цифры и графики нужно было тарировать с учетом правильного подбора скорости лентопротяжного механизма и его износа, учесть биение ленты, которое давало приличные отклонения в параметрах, определенные сложности возникли и в синхронизации технических данных с информацией речевого самописца. Проблема оказалась в том, что для работы с "кассетником", в центре ВВС не осталось ни оборудования, ни специалистов. Военные авиаэксперты, по его словам, давно уже перестроились на исследование твердотельных накопителей и работу с цифровыми данными, поэтому расследование, можно сказать, забуксовало.

Тем не менее, на глаз, оценив совместными усилиями параметрические данные, члены комиссии пришли к выводу о том, что все системы разбившегося Ту-154Б-2 исправно работали до столкновения с водой. Была опровергнута и версия о возможном теракте на борту самолета или его обстреле с земли — это предположение удалось исключить благодаря результатам проведенной по поручению военного следствия взрывотехнической экспертизы обломков лайнера. Таким образом, по сути, единственной версией расследования стала ошибка экипажа, а еще более вероятно перегруз самолета.

Напомним, катастрофа Ту-154Б-2 Минобороны произошла рано утром 25 декабря при взлете из аэропорта Сочи. После отрыва от полосы машина продержалась в воздухе всего несколько минут и, так и не сумев набрать высоту, рухнула в Черное море. По данным немногих очевидцев, непосредственно перед падением самолет летел на предельно низкой скорости, неестественно задрав при этом нос. В результате удара о воду самолет развалился на части, а находившиеся на его борту восемь членов экипажа и 84 пассажира погибли.