Герб Киева – Герб Украины

16 июня 2015, 10:30
Будучи коренным киевлянином, сложно не увлечься весьма интересной и местами необычной историей своего города.

Будучи коренным киевлянином, сложно не увлечься весьма интересной и местами необычной историей своего города.

Историю возникновения самого города рассказывать сейчас я не буду, ибо это достаточно сложная тема, да и мною малоизученная, посему для сегодняшнего исследования я вкратце приведу лишь некоторые, более менее распестрённые факты, дабы сразу перейти к основной теме повествования гербу города Киева.

Возникновение Киева

Основной легендой описывающей возникновение на склонах Днепра Борисфена прекрасного города, ставшего главной ценностью Русского Христианского Мира, Митрополией Руси Матерью городов Русских служит повесть о Трех Братьях Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди.

Легенда эта записана в Повести Временных Лет , которая хотя и датируется 1117 годом, на название нефальсифицированного источника не претендует, в виду отсутствия оригинала.

Тем не менее, слова легенды, дошедшие до нас из повести, извещают нас о том, что Киев был основан примерно в 482 году Полянским князем Кием, его братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью как центр племени полян.

Поляне это древний славянский народ населявший территорию современной Польши и Украины.

Название города Киева происходит от имени старшего брата Кия, и, по сути, название города звучит как: город Кия - Киев град.

Далее, после достаточно большого периода, город в управление берут два скандинавских князя Аскольд и Дир. Точнее сказать: граждане города приглашают умелых воинов - варягов на правление городом, дабы обеспечить его защиту и соблюдение законов.

Аскольд и Дир, как и все викинги не были привычны к оседлой жизни свойственной полянам, и вдохнув в их паруса свежие идеи о разграблении богатой Византии, соблазнили киевлян на поход на Константинополь, который, увы, удачей на завершился.

Со временем братьев сменяет их соплеменник ставленник северного князя Рюрика, князь Олег.

Именно при Олеге, город Киев начинает свое восхождение, ибо воинская удаль Олега во много раз превосходила удаль почивших по его воле братьев.

Фактически именно при Олеге Русь, Киевская Русь стала известна миру. О городе Киеве в Византии говорят как о столице княжества Русь.

Правление Олега было недолгим, но весьма успешным, Киев значительно расширил границы Руси.

Несмотря на столь прекрасную романтическую легенду о его гибели, погиб Олег далеко не в Киеве, а на берегах Каспия, но это как говорится уже другая история.

Олег фактически Киевом не правил, а исполнял обязанности опекуна сына своего конунга Рюрика Игоря, коего и возвел на престол города, который и стал править после него.

Игорь ничем от своих соплеменников не отличался: воевал, захватывал новые территории, облагал захваченные народы данью.

Закончил он свой жизненный путь также трагично: как гласит легенда, был казнен своими данниками - древлянами, за слишком сильные поборы.

Известен Игорь и тем, что именно на его печатях византийские дипломаты отметили появление трезубца, изображения, правда, этих печатей я не нашел.

После Игоря стал править Киевом его сын Святослав.

Чем примечателен именно Святослав для нашего повествования? А тем, что именно Святослав начал использовать на своих печатях так называемый двузубец, внешне очень сильно напоминающий сменивший его трезубец.

Явный же украинский тризуб появился на монетах его сына князя Владимира.

Украинский Тризуб

В древности существование любого государства было обусловлено наличием города и территорией контролируемой городом столицей данного государства.

Именно по такому принципу были устроены и Римская Империя и Византийская и более ранние греческие города-государства, так же было обустроено государственное устройство Киевской Руси.

Киев, из-за своего достаточно удачного географического положения, находился на пересечении достаточно интенсивных торговых путей, что лучше всего отражалось, не сколько на его экономическом благополучии, сколько на его культурном развитии.

Город Киев всегда был большим культурным центром, и, конечно же, технологическим, так как технологии уже в те далекие времена представляли немалый интерес для многих покупателей.

Технологии облегчали труд, помогали строить дома, лучше оборонять город.

Фактически, до прихода скандинавов о единовластном правлении городом Киевом никаких известий, ни в каких источниках нет. Власть, судя по всему, в городе была властью избранных, формой достаточно популярной в греческих полисах. Аналогичная форма власти существовала и в других европейских городах.

Город существовал, развивался и рос, и все чаще возбуждал к нему интерес кочевых племен обитавших неподалеку.

Городу необходимы были не только надежные стены, но и эффективные защитники коими могли выступить воины севера варяги, никогда не отказывающиеся от работы за приличное вознаграждение.

Происхождение первого герба Киева тризуба связывают именно с скандинавами, с символом который приписывают Рюрику атакующим соколом.

Что же нам известно о самом Рюрике?

Что он был скандинав, толи швед, толи ободрит, и что было у него два брата Трувор и Синеус.

Привязывают локально княжество Рюрика к Старой Ладоге или Новгороду, хотя ободиты и руги, к коим причисляют Рюрика жили куда западнее.

Что интересно, привязывать Рюрика к Новгороду начали не так давно, и связано это прежде всего с новой политикой Московской власти направленной на искоренение памяти о Киевской Руси и заменой ее на Древнерусское государство, с центром в Новгороде. При этом крайне важно, согласно новой московской исторической науке, делается это исключительно для того чтобы показать вторичность Киева, и его незначительную роль в истории становления Руси.

Тем не менее, нам это сейчас не так важно, интереснее другое:

Легенды гласят, что у Рюрика было два брата. Но кто же тогда киевский князь Олег, которого Игорь называл своим дядей?

Вопрос? Причем вопрос достаточно интересный. Вот только, ответа на него я пока не нашел.

Есть и еще один вопрос: почему братьев всегда три?

Три брата это ли не вариация на тему тиражируемой легенды о братьях родоначальниках: библейских Сима, Хама и Яфета?

Три брата встречаются постоянно!

В романтической легенде о основании Киева опять таки три брата: Кий, Щек и Хорив.

Даже в доработанной впоследствии польско-чешской легенде о происхождении чехов и поляков, тоже три брата: Лех, Чех и присоединившимся к ним через столетия Мехом последний, правда, не без участия Российской Империи стал впоследствии Русом.

Я думаю, что легенда о трех братьях это скорее дань библии, и в реальности ни о каких трех братьях и речи и не было, и Олег вполне мог быть и четвертым и пятым братом Рюрика.

Но, не суть. Вернёмся к гербу Рюрика.

Как нам сегодня утверждают: герб Рюрика, это, хотя бы теоретически сокол.

Также мы знаем, что герб полян ляхов, их основной символ белый орел! Орел указавший место народу полян-ляхов для их новой родины.

Орел, который раскинул крылья и который вполне вписывается в стройную схему птичьих символов народов.

Может ли белый орел быть прототипом для тризубца?

Да! Однозначно да! Как и атакующий сокол приписываемый Рюрику.

И сокол, и орел отлично ложатся в тризуб, при этом, ели учесть прямую родственность полян - народа населяющего как Польшу, так и Киевскую Русь, то у орла шансов быть гербом, зашифрованным в тризубце куда больше.

Все это вроде ладненько и чудненько, вот только не вяжется с одним фактом

Изобразительное творчество в Киевской Руси уже тогда было не таким бедным, как хотелось, и местные художники, без проблем, смогли бы изобразить Святославу и Игорю и сокола и орла, но они предпочли именно тризуб!

Тризуб, который символизировал что?

Может якорь? Или что-нибудь еще?

Вот и я задумался, если изобразительное искусство того времени позволяло передать куда больше форм, о чем свидетельствуют образы святых на монетах, то версия с соколом и орлом вряд ли будет верной. И дабе разобраться в вопрос решил пойти от обратного и вернулся к гербу Киева более поздних времен.

Архангел Михаил

Я не стану даже рассматривать то убожество коим наградил Киев советский режим, ничего сакрального в том символе нет.

А перейду сразу к современному гербу Киева, и от него постараюсь вернуться к первому исконному киевскому гербу, а получается и украинскому гербу, воистину сакральному.

Сегодня герб Киева - это изображение Архангела Михаила в белой княжеской рубашке, в воинском облачении в серебряные доспехи, изображённый на голубом фоне варяжского щита.

Откуда же появился христианский святой на гербе города?

Герб с Архангелом абсолютно официально был выдан Киеву 15 июня 1782 года.

О данном факте пишет российский гербовед Павел Павлович фон Винклер в своей книге Гербы городов, губерний, областей и уездов Российской империи, внесённых в Полное собрание законов с 1649 по 1900 года .

Тот самый фон Винклер и даёт такое описание герба Киева: Архангел Михаил в серебряной одежде, в лазурном поле .

При этом извещается, что святой был избран для герба города в насильственно-принудительном порядке, согласно указу Екатерины II о реформе по замене старых исконных, городских гербов на новые.

Цель этой реформы была проста и прагматична: стереть из памяти порабощенных, колонизированных Россией народов любое упоминание о их настоящем историческом прошлом, происходившим до воссоединения с Московией, и заменить его новым прошлым одобренным Москвой.

Киевляне не очень радушно приняли Екатерининскую реформу, и еще долгие годы Киевский магистрат продолжал использовать старую печать с луком!

Тем не менее Михаил изжил древний символ города, и в 1859 году царские власти пытались приукрасить герб Киева новыми элементами. Так, геральдист Бернгард Кёне предложил увенчать герб города шапкой Мономаха в память об историческом великокняжеском столе, а также предложил добавить декор колосья пшеницы, перевитые Александровской орденской лентой, алого света!

Что меня лично поразило: Александровская орденская лента, лента самого проклятого и кровавого святого из всей истории Руси, о котором я уже писал раньше на страницах FAKEOFF Александра Невского , является тем, с чем наиболее точно отождествляется имя этого палача с реками пролитой им крови!

Киевская власть не стала противиться включению шапки Мономаха в городской герб, но попросила заменить ленту святого Александра, на более подобающую и исторически и территориально ленту святого Владимира - красную ленту с чёрными каёмками. Тем более что красный и черный являлись еще и древними цветами флагов Киевской Руси . В феврале 1913 года после длительных проволочек соответствующий проект был высочайше утверждён. И герб в таком варианте просуществовал вплоть до революции 1917 года.

В 1918 году ответственный за разработку украинских гербов Георгий Нарбут разработал проект нового герба Киева, сочетавший изображение архангела Михаила и трезубец Владимира.

Однако утвердить новый герб не удалось из-за агрессии большевиков.

Но вернемся к нашему святому Михаилу, что он делает на гербе города Киева? Мог ли он там оказаться, если бы его туда усадила Екатерина ІІ?

Я начал искать свидетельства позволяющее считать Михаила хранителем города, и вот, что я нашел:

  1. Оказывается, с XVI века изображение архистратига Михаила присутствует на гербе Киевского воеводства, которое в то время входило в состав Польши. Только расцветка этого герба была иной архангел Михаил изображался на красном фоне, а не на синем, как привыкли мы видеть на современном гербе Киева.
  2. Один из древнейших соборов города Киева - Михайловский Златоверхий также назван в его честь.
  3. Подозрительно свежая странная легенда, которая никогда и нигде не упоминалась до этого не упоминалась, свидетельствовала, что именно Святой Михаил спас жителей Киева от Змия, обитавшего в пещерах под городом. В этой же легенде сообщалось, что Киев это вообще город Змия!

Казалось бы, достаточно фактов чтобы свидетельствовать о том, что Киев град Михаила, но

Все оказалось совсем не просто.

На гербе Киевского воеводства (а не Киева) перешедшим от Польского воеводства киевского, который был принят в наследство Российской Империей от Польши, оказался вовсе не Архангел Михаил!

На гербе воеводства был именно Святой Юрий! И был он на этом гербе до 1578 года, и был он опять же по настоянию власти Речи Посполитой.

Надо понимать, что Святой Юрий это не кто иной, как Святой Георгий, который в свою очередь является главным и самым почитаемым святым Московии!

Соответственно Москва не могла пойти на то чтобы Святой ставший символом Империи стал бы символом еще одного города, реально сакрального города Руси!

Именно поэтому и была придумана замена на схожего по подвигам и значению святого, который если и убивал Змия то убивал он конкретно Сатану в его подобии, а вовсе никакого не дракона язычества!

И если с собором все ОК , то романтическая легенда про город Змия оказалась полной чушью! Этот бессовестно лживый новодел, в тело которого вплели всех героев былинных сказок, настолько безобразен и глуп, что ни обсуждать, не пересказывать я его не хочу.

То и есть получается, что единственное, что может связать с Киевом Архангела, это названный в его честь собор. А также схожая героическая линия со Святым Юрием, который ни кто иной как Святой Георгий святой номер один Российской Империи Третьего Рима.

Лук или арбалет

Как я упоминал ранее, древнейшим изображением герба города Киева считается то, что содержится в гербовнике Конрада Грюненберга от 1480 года. Года освобождения от татаро-монгольского ига.

Получается, что Киев в 1480 году был настолько значителен, что получил свой герб раньше, чем стал обладателем Магдебургского права, которое он получил в 1494 году.

Это достаточно важно, так как, раньше именно Магдебургская привилегия предполагала возможность получение герба.

Как пишет исследователь киевских печатей Кость Антипович: первая известная печать с гербом города, относится примерно к 1500 году, и на ней в округлённом щите изображён лук со стрелой, который натягивают две выдвинутые из облака руки.

Можно конечно предположить, что руки держащие лук, принадлежат Святому Юрию, Георгию, или Архангелу Михаилу, но увы эта догадка необоснованна. Никто из перечисленных святых в использовании лука или арбалета, в своих ратных делах, замечен не был.

Тем не менее, нам теперь известно, что древнейший из всех известных герб города Киева, это именно рука с луком, которую со временем заменил арбалет.

Что же мог обозначать арбалет? Почему арбалет?

Одна часть исследователей склоняется к тому что арбалет мог обозначать только одно готовность горожан стать на защиту своего города. В то время как многие другие уверены, что: лук, должен ассоциироваться с кочевниками: печенегами, половцами, тартарами, и никак с цивилизованными народами.

То и есть они считают, что лук это нецивилизованное оружие, как и арбалет.

Я заинтересовался этим вопросом, так как в корне был не согласен со второй точкой зрения, и по моему глубокому убеждению стрелы, лук и арбалет могли свидетельствовать как раз об обратном, а именно о технологичности народа. О его способности побеждать не грубой силой, а при помощи различных высокотехнологичных устройств.

Что же я обнаружил?

Если о древности лука говорить никому особенно не надо, древнейшие наконечники для стрел датируют возрастом 64 000 лет! То, что касается арбалета то тут все намного интереснее.

Изобрели арбалет, как это не удивительно в Китае за 7 столетий до Рождества Христова.

В Европе арбалет известен начиная с 2 века до нашей эры, и его изобретение приписывают именно грекам. У греков арбалет имел несколько иную от традиционной конструкцию и назывался Гастрафет.

Активно использовали арбалет и римские легионеры.

Все это хорошо и интересно, и тут я читаю справку В. Румянцевой:

Появление самострела на магистратской печати Киева имеет свое историческое обоснование. Именно самострел, получивший распространение на Руси еще в Х в., был основным оружием защиты горожан от врагов, нападениям которых Киев постоянно подвергался .

В 10 веке! Во времена Олега, Игоря, Святослава!

Самострел, арбалет, он же куша появился на Руси в 10 веке!

И тут же задаюсь вопросом: Откуда арбалет мог появиться в Киеве в 10 веке? Могли ли его привезти с собой викинги, принятые на службу гражданами города?

Оказывается - нет! Викинги впервые использовали арбалет в битве при Гастингсе в 1066 году, что никак не вписывается в его норманнскую теорию происхождения.

Может тогда арбалет привезли с собой купцы, проходившие через Киев с торговой миссией?

А ведь точно! Киев, как я писал выше, стоял пути многих торговых миссий и запросто мог заполучить новую, столь необходимую ему оборонительную технологию для защиты города.

Соответственно Арбалет мог стать не просто его символом, но и надежным помощником не раз спасавшим город от разрушения, тем более, что именно арбалет, а не лук использовать при обороне крайне удобно.

Подумал я и еще об одном моменте:

Мне сейчас не представляется никакой возможности проверить события тысячелетней давности, многолетние фальсификации и перевирания истории практически стерли ее для нас, в то время как события двухсотлетней давности для меня открытая книга, ну не такая открытая как столетней давности, но тем не менее!

Так вот: могли ли жители города Киева 15 века знать, что обозначает древний символ тризуб отображаемый на печатях и монетах князей Киевской Руси?

Конечно же да!

Память народа на тот момент хранила истинную, не изничтоженную московской пропагандой историю.

И более чем вероятно, были старожилы, которым было известно, с чем именно ассоциировался тризуб и именно его они и отобразили на новом, современном гербе города!

Они и отобразили на гербе Киева: лук, арбалет!

Так сказать расшифровали древний символ, который отображал самое совершенное на тот момент оружие!

Тризуб он же арбалет, и есть символ города Киева символ страны.

Символ Митрополии - матери городов русских!

Тризуб символ Киева сакрального центра Руси, оплот ее культуры и религии!

Именно поэтому арбалет стал символом города, и ни у кого никогда не было споров касательно его отображения на гербе города.

Именно поэтому герб с луком пробыл киевским гербом вплоть до XVIII века.

Именно поэтому его изображение зафиксировано на городских хоругвях XVII века, которое хранится в трофейной коллекции Военного музея Стокгольма.

Именно поэтому герб киевского района Подол до боли напоминает печать города от 1630 года, на которой уже нет облака, лук видоизменяется в арбалет, который держит одна рука, а именно такой трансформированный символ и был на всех других киевских городских печатях до 1780 года.

Так что?

Может ли на старинном гербе Киева и всех его князей быть арбалет?

Может ли герб Украины преемницы Киевской Руси отображать оружие коим гордился город?

Оружие, которым он не угрожает, но его взведённое состояние, указывает на то, что Киев готов к теплой встрече незваных гостей, коих и предупреждает о том, что город-страна не позволит посягнуть на свою свободу.

Или все же нам надо Архангел Михаил, который при всем уважении не имеет к городу никакого отношения?

Мог ли арбалет отображаться и на других гербах, других стран и народов?

С огромной долей вероятности можно сказать - да! И в роду Крымских царей Гереев и на Гедеминовых столпах вполне вероятно изображен взведенный арбалет или лук.

При этом обратите внимание на направление элементов герба.

Если в случае Киевского тризуба и Гедеминовых столпов направление арбалета указывает вниз, то в Крымско-тартарской тамге направление лука указывает вверх!

О чем это говорит?

О том, что и все поднятое вверх оружие: оно указывает на угрозу, атаку, нападение.

А оружие направленное вниз это знак обороны, указание на то, что если мы не нападаем это не значит, что мы не способны защититься! Тем более и на столпах и тризубе состояние оружия взведённое, подёргивает готовность отразить нападение.

Именно такая трактовка гербов, идеально подходит как для Литовцев, так и Киевлян, коим приходилось столетиями биться за свою землю против агрессивно настроенных крымско-тартарских и московско-тартарских завоевателей.

Абсолютно забыл упомянуть про варварский символизм лука арбалета!

Так вот, несмотря на то, что многие историки считают лук или арбалет инструментами варварского способа ведения войны, кои почему-то относят к кочевым народам, на самом деле это не так.

Настолько не так что даже с точностью наоборот!

Лук и стрелы отображались на гербах многих монарших домов Европы, и даже столь знаменитые французские лилии изначально обозначались менее изящно, но более верно и соответствовали своему значению ибо это наконечники стрел, а вовсе никакие не цветы!

Вот такая вот история.