Исторические образцы

24 июля 2016, 15:00
Привычное рассуждение о повторяемости истории сначала как трагедии, а затем как фарса, имеет то удобство, что приложимо к разным и, наверное, многочисленным подходящим обстоятельствам, но в то же время тот недостаток, что не ко всем и не всегда.

Привычное рассуждение о повторяемости истории сначала как трагедии, а затем как фарса, имеет то удобство, что приложимо к разным и, наверное, многочисленным подходящим обстоятельствам, но в то же время тот недостаток, что не ко всем и не всегда. То есть универсальным правилом не является. Тем не менее, существуют ситуации, когда этот принцип работает, причём и такие, где его работа бросается в глаза. У текущих событий в Украине такой образец имеется. Причём, как говорится, в лучших традициях . Я имею в виду предысторию войны между РСФСР и УНР, а также некоторые обстоятельства этой войны, о которых мы мало что помним.

Характерно, что I съезд КП(б)У собрался не где-нибудь, а в Москве, в июле 1918 г., под патронатом РКП(б) . Иными словами, КП(б)У выступала не в роли самостоятельной партии, а в качестве по сути региональной организации РКП(б). На фоне признания советской властью суверенитета Украины она создавала организацию, целью которой была борьба за революционное объединение Украины и России на началах пролетарского централизма . За этой богатой формулировкой скрывалась идея подготовки вооружённого восстания, которым должен был заниматься центральный военно-революционный комитет под руководством Пятакова. Правда, в то время у подобного восстания не было шансов, поскольку ситуация в Украине продолжала с оговорками контролироваться немцами.

Но ближе к концу года у немцев возникли проблемы, причём, не только на Западном фронте (и других фронтах Первой мировой), но и в Украине, где лояльное им правительство гетмана Скоропадского всё быстрее теряло даже и ту малую опору, которую имело до этого. В этих условиях СНК РСФСР решил попросту отбросить условности и готовить войска для вторжения на Украину (11 ноября, в день заключения перемирия между Германией и странами Запада). 28 ноября в Курске было сформировано временное рабоче-крестьянское правительство Украины под руководством всё того же Пятакова. По этому поводу Ленин писал в телеграмме главкому Вацетису, что создание данного правительства: лишает возможности шовинистов Украины, Литвы, Латвии, Эстляндии рассматривать движение наших частей как оккупацию и создаёт благоприятную атмосферу для дальнейшего продвижения наших войск. Без этого обстоятельства наши войска были бы поставлены в оккупированных областях в невозможное положение.

В январе 1919 г. восстановленная после падения правительства Скоропадского УНР запросила нотой у советского правительства, на каком основании РСФСР ведет вооружённые действия на территории Украины. На это советский наркоминдел Чичерин ответил следующее: Никакого войска Российской Социалистической Советской Республики на Украине нет. Военная акция на Украине в этот момент проводится между войском Директории и войсками Украинского Советского Правительства, которое является целиком независимым. Между Украиной и Советской Россией теперь нет никаких вооруженных столкновений .

Не правда ли, знакомые нотки?

Между тем, российско-советская интервенция развивалась, вследствие чего Советы заняли Харьков. Всё ещё не вполне понимая, с кем имеет дело, украинская Директория вновь попросила у советского правительства объяснений и повторно получила ожидаемо хамский ответ. Гражданская война, которая идет сейчас в Украине, не является делом каких-либо агентов Советской власти, но является естественным результатом той внутренней борьбы, которая ведется в Украине между рабочим классом и бедным крестьянством с одной стороны и украинской буржуазией с другой.

И вновь - какие знаменательные параллели, особенно если убрать за скобку демагогию классовой борьбы .

В это самое время в Совнаркоме Украины велась классическая грызня, в рамках которой разные руководящие работники, особенно Пятаков и товарищ Артём (Фёдор Сергеев), пытались тянуть одеяло на себя.

Чтобы немного разрядить ситуацию, из Москвы решили прислать нейтральную фигуру в лице Христиана Раковского, сделанного ненадолго председателем Совнаркома Украины . Раковский в январе 1919 г. самолично приготовил проект постановления своего правительства, в котором был следующий пассаж: Временное рабоче-крестьянское правительство Украины (дописано над строчкой: не будучи по существу самостоятельным) не создавало и не собирается создавать своего независимого командования, назвав Реввоенсовет группы курского направления Реввоенсоветом Украинской Советской армии исключительно для того, чтобы можно было говорить о советской армии Украины, а не о наступлении российских войск, т.е. продолжить политику, которая была начата образованием Временного рабоче-крестьянского правительства Украины. Иначе говоря, телеграммы Чичерина, о которых говорилось выше, являются типичным образчиком вранья, вполне актуальным, как мы можем видеть.

И подобная тактика оказалась небезуспешной, как известно (в силу, конечно, разных причин, не только готовности соввласти идти на провокации, подлоги и прочий привычный арсенал мер). В конечном счёте, УНР войну проиграла. Её деятели не слишком отчётливо понимали, с кем они столкнулись. Важно, чтобы сейчас аналогичное понимание всё-таки имело место, для чего полезно помнить риторику и методы почти 100-летней давности.