Как и почему «проклятие тамплиеров» повлияло и на судьбу правителей Руси

25 июля 2015, 09:33
О «проклятых» французских королях слышал, наверное, каждый. И очень многие читали книги из серии романов французского писателя Мориса Дрюона с таким же названием.

О проклятых французских королях слышал, наверное, каждый. И очень многие читали книги из серии романов французского писателя Мориса Дрюона с таким же названием.

Исторические события, описываемые в этой серии, происходили во Франции первой половины XIV века, начиная с 1314 года, когда был закончен процесс над тамплиерами.

Главный герой первой книги: Железный король - Филипп IV Красивый (1268-1314), согласно легенде, вызвал череду бедствий на свою династию и своё королевство тем, что приговорил к казни Великого магистра Ордена тамплиеров Жака де Моле (1244/1250-1314) и способствовал усилиям Папы Римского по полному уничтожению Ордена рыцарей-монахов.

Взойдя на костёр в Париже 18-го марта 1314 года, Жак де Моле, проведший в тюрьме последние 7 лет своей жизни, и перенёсший за это время жесточайшие пытки и лишения, умирая, проклял непосредственных виновников своей гибели: Папу Климента V и короля Франции Филиппа IV, вместе с их потомками до тринадцатого колена.

Более того - Великий магистр тогда же заявил, что не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий !

Совпадение или нет, но Папа Римский скончался уже в следующем месяце после проклятия - 20-го апреля 1314 года, французский король - через 8 месяцев, 29-го ноября 1314 года.

Три сына Филиппа IV, последовательно правившие после его смерти Францией - Людовик X Сварливый, Филипп V Длинный и Карл IV Красивый скончались один за другим ещё в молодости, не оставив после себя наследников мужского пола (у каждого из них были сыновья,. но все они умерли в младенчестве).

Внук проклятого короля, Иоанн I Посмертный, прозванный так за то, что родился через пять месяцев после смерти своего отца Людовика Сварливого, в ноябре 1316 года, был королём (и прожил) только пять дней - с 15-го по 20-е число, скончавшись по неизвестной причине.

Со смертью младшего сына Филиппа Красивого, Карла IV, в 1328 году, французская королевская династия Капетингов пресеклась по мужской линии.

Самое интересное, что проклятие Жака де Моле исполнилось и относительно мало кому во Франции того времени известного королевства Русь - в 1340 году там умер последний представитель династии Рюриковичей на галицко-волынском престоле по мужской линии, Владимир Львович Галицкий.

Хотя какая, казалось бы, связь между знаменитыми проклятыми королями и потомком королей Руси?

А самая прямая кровная:

1. Король Франции Филипп IV Красивый Капетинг (1268-1314) был прямым потомком Рюриковичей, причём по обеим линиям: и отцовской, и материнской.

Со стороны отца, короля Филиппа III Смелого, он был правнуком (в 8-ом поколении) знаменитой дочери киевского князя Ярослава Мудрого, Анны Ярославны (1024/1036-1075/1089). А мать Филиппа, королева Изабелла Арагонская (1247-1271), приходилась родной праправнучкой княжне Ефросинии Мстиславне Киевской (1130-1196), дочери великого киевского князя Мстислава Владимировича, ставшей после брака с королём Венгрии Гезой II в 1146 году королевой Фружиной.

2. Кровное родство Филиппа IV с Рюриковичами не ограничивалось его далёкими предками.

Родство французского короля непосредственно с галицко-волынскими князьями идёт через его бабушку по материнской линии, Иоланду Венгерскую (ок.1215-1253), принцессу из венгерского королевского дома Арпадов.

У этой бабушки Филиппа было шестеро братьев и сестёр. У самого старшего из братьев, короля Венгрии Белы IV (1206-1270), в свою очередь, было два сына и восемь дочерей, две из которых - Анна и Констанция - вышли замуж за Рюриковичей.

Венгерской бабушке проклятого короля Анна и Констанция приходились родными племянницами, а самому Филиппу IV - двоюродными тётушками.

3. Анна Венгерская (1226/1227-около 1285) в 1247 году была выдана замуж за Ростислава Михайловича Галицкого и Черниговского (1227-1262).

Князь Ростислав потерял все права на Галицкое княжество в 1245 году, после неоднократных военных столкновений с Даниилом Галицким, и к этому рассказу имеет только косвенное отношение.

Хотя о жизни этого удивительного авантюриста и афериста можно рассказать много чего интересного - но не в этот раз.

4. А вот вторая тётя короля Франции, Констанция Венгерская (годы жизни неизвестны), была выдана замуж за князя Перемышльского, Белзского, Холмского, Галицкого и Волынского, Льва Даниловича (ок.1228-ок.1301).

Льва Даниловича - в честь которого назван город Львов!

Таким образом, благодаря своей жене Лев Данилович Галицко-Волынский стал дядей одному из самых могущественных монархов своего времени, королю Франции.

Единственный сын от этого брака (у супругов было ещё две дочери), Юрий I Львович (1252/1262-1308/1316), король Руси с 1305 года, приходился, таким образом, троюродным братом проклятому королю Филиппу IV Красивому.

Общим предком братьев был их прадед - король Венгрии Андраш II (ок.1175-1235).

5. У Юрия I Львовича, короля Руси, было четверо детей, две дочери и два сына: Андрей I Галицкий и Лев II Галицкий.

Братья правили отцовским наследством вдвоём, при этом Андрей княжил во Владимире-Волынском, а Лев - в Галиче. Погибли они в битве, в один день, в 1323 году. Точная дата их гибели неизвестна, как и неизвестно, от чьего меча они пали.

Обе гипотезы их смерти - как в битве с монголо-татарами, так и в сражении с литовцами при обороне Подляшья - имеют полное право на существование.

6. После гибели сыновей Юрия I остался единственный прямой потомок королей Руси, его внук.

Сын Льва II, Владимир Львович Галицкий. Дата рождения этого последнего Рюриковича на галицком престоле не установлена, впрочем, в древнерусских летописях он вообще не упоминается - историки знают о нём исключительно из польских хроник.

Известно только, что правил он Галицко-Волынским княжеством очень недолго - максимум два года, с 1323 по 1325, да и то не сам, вместо него княжеством управлял боярский совет во главе с боярином Дмитрием Детьком.

Видимо, Владимир Галицкий был тогда совсем ребёнком, и поэтому не смог удержать власть в своих руках - угроза захвата Галицко-Волынского княжества со стороны великого князя литовского Гедимина заставила бояр призвать на княжение двоюродного брата Владимира, 18-летнего Юрия-Болеслава (Юрия II Галицкого)(1308-1340), сына одной из двух сестёр погибших галицко-волынских князей, Марии, и польского князя Тройдена I Пяста.

В очереди наследников на трон Руси он был первым законным кандидатом после Владимира по женской линии, так что, приняв православие, этот первый и последний представитель польских Пястов в качестве Галицко-Волынского князя спокойно правил до своей смерти в 1340 году.

В том же, 1340 году, скончался и отстранённый от власти Владимир Львович Галицкий (где и как это произошло - неизвестно), так что галицко-волынская династия Романовичей (Рюриковичей) пресеклась не только по мужской линии, но и по линии ближайшего законного наследника - у обоих двоюродных братьев не было детей;

7. У Юрия Тройденовича, однако, остались после смерти два младших брата - Земовит III Мазовецкий (ок.1320-1381), и Казимир I Варшавский (1321/1331-1355).

Но так получилось, что вскоре после смерти Юрия, в 1341 году, скончался их общий отец, Тройден I Пяст, князь черский и варшавский. Земовит и Казимир, как его безусловные и единственные наследники, видимо, выбрали надёжное и никем не оспоримое владение отцовскими княжествами вместо сомнительных притязаний на спорное наследство с неизвестным результатом.

Во всяком случае, на корону Галицко-Волынского княжества они никогда не рассчитывали, и никогда не оспаривали претензии на неё польского короля Казимира III Великого (1310-1370), который с 1346 года добавил в свой королевский титул претензионный монарший домен, что он пан и дедыч Руской земли .

8. Интересный момент - после смерти бездетного Юрия-Болеслава (Юрия II Галицкого) и отказа его братьев от притязаний на корону Руси права на галицко-волынский престол получали сыновья второй сестры Андрея I Галицкого и Льва II Галицкого, княгини Анастасии Тверской (ок.1300/1303-1364), которых у неё было четверо.

Однако, историкам ничего не известно о каких-то попытках младшей дочери князя галицко-волынского Юрия I Львовича претендовать на престол своего отца для его внуков.

Корона Галиции и Волыни осталась бесхозной в 1340 году, а за год до этого, в 1339 году, в Орде по приказу Узбек-хана были казнены муж Анастасии Юрьевны, великий князь Тверской Александр Михайлович (1301-1339), и старший сын Фёдор, которому было тогда около 15 лет.

Княгиня Анастасия Тверская осталась после смерти мужа вдовой примерно в 38 лет, с шестью малолетними детьми на руках (четырьмя сыновьями и двумя дочерьми), старшему из которых, Всеволоду, было всего 11 лет.

Совершенно очевидно, что положение Анастасии Юрьевны в то время было настолько тяжёлым, что выдвигать требования на Галицко-Волынское княжество, которые, к тому же, требовалось подкрепить военной силой, у неё не было никакой возможности;

9. Результат пресечения как династии Капетингов, так и династии галицко-волынских Рюриковичей был, кстати, одинаков.

Во Франции свои права на корону объявил сын единственной дочери и сестры проклятых королей, Изабеллы Французской (ок.1295-1358), король Англии Эдуард III (1312-1377).

Его притязания на французский престол привели, в конечном итоге, к печально знаменитой Столетней войне (1337-1453).

Война за галицко-волынское наследство не так знаменита в истории, но, в общей сложности, она длилась тоже очень долго - с 1340 по 1392 год - 52 года.

Тесные родственные связи галицких князей с венгерским королевским домом Арпадов и великокняжескими династиями польских Пястов и литовских Гедиминовичей делали претензии всех этих государств на королевство Русь вполне сопоставимыми по своей весомости.

10. Однако, наибольшие права на получение короны Руси (после сыновей княгини Анастасии Тверской, которые ими не воспользовались) имел великий князь литовский Любарт Гедиминович (ок.1300-1383/1385).

Первым браком он был женат на единственной дочери Андрея I Галицкого (одного из двух погибших на неведомом поле брани братьев-князей), Анастасии-Буче (Эфемии) - двоюродной сестре последнего Рюриковича на галицко-волынском престоле.

Княгиня Анастасия Андреевна умерла в 1349 году, их общие с князем Любартом дети умерли ещё при её жизни, но, однако, законные права на наследство покойной первой жены у литовского князя сохранились, и он не собирался от них отказываться.

Что привело к многолетнему военному противостоянию между ним и польским королём Казимиром III.

Однако, вплоть до своей смерти в 1385 году Любарт Гедиминович постоянно владел как отдельными частями, так и всем целиком Галицко-Волынским княжеством, и поэтому с полным на то правом именовался князем Галицко-Волынским.

Его старший сын от второго брака, Фёдор Любартович Волынский Гедиминович (1351-1431), стал последним князем древнерусской Ладомерии (Волыни) и последним галицко-волынским правителем до полного завоевания земель и их раздела.

После подписания в 1385 году Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей борьба этих двух государств за галицко-волынское наследство свелась к подавлению самостоятельности Фёдора Любартовича.

11. В результате войны с Польско-Литовским государством, возглавляемым теперь единым правителем Ягайлом (между прочим, в качестве внука княгини Анастасии Тверской (до замужества - княжны Галицко-Валынской), Ягайло имел определённые права на галицко-волынское наследство) Фёдор потерял Луцк в 1387 и Владимирскую землю в 1390, прекратив быть Волынским князем.

Войну завершило подписанное между Польшей и Литвой Островское соглашение 1392 года. По нему Польша получила Галицкое княжество, Белз и Холм, а Литва: Владимир-Волынский и Луцк.

Вряд ли, конечно, князья Рюриковичи галицко-волынские что-то слышали о Великом магистре Ордена тамплиеров Жаке де Моле, сожжённом на костре в Париже в 1314 году их родственником Филиппом IV Красивым, не говоря уже о его проклятии.

Но ненависть умирающего страшной смертью старика-крестоносца к своим мучителям дотянулась издалека и до них.

Я, впрочем, считаю это всего лишь совпадением, пусть даже и с налётом мистики.

Но совпадением очень и очень интересным.