Как отказ от кочевого хозяйства привел к людоедству и геноциду в Казахстане

27 августа 2015, 15:00
31 мая – День памяти жертв политических репрессий в Казахстане. Они связаны и с длительным голодомором в результате насильственной коллективизации и продразверстки: за 10-15 лет казахи потеряли около половины всего населения

31 мая День памяти жертв политических репрессий в Казахстане.

Они связаны и с длительным голодомором в результате насильственной коллективизации и продразверстки: за 10-15 лет казахи потеряли около половины всего населения .

Шокирующие документы и фото, среди которых свидетельства людоедства.

День памяти жертв политических репрессий в Республике Казахстан, согласно указу президента от 5 апреля 1997 года, отмечают ежегодно 31 мая.

По данным историков, всего в 1937-1938 годы в советском Казахстане были осуждены 118 тысяч человек. Из них 25 тысяч были расстреляны.

Политические репрессии начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Репрессии проводились и по социальному признаку: против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, предпринимателей .

Политические репрессии продолжались и после окончания гражданской войны. Они приобрели массовый характер с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х начале 1930-х годов.

Основной причиной возмущения в народе и в среде национальной интеллигенции, обернувшегося массовыми репрессиями казахов со стороны новой власти, многие историки считают голодомор. Причем, первый его этап пришелся на 1919 1922 г.г, точное количество погибших в результате которого неизвестно.

Как писал главный редактор литературного журнала Простор Валерий Михайлов:

Первый голод тоже был страшным. Он больше коснулся южного региона, хотя в той или иной мере пострадали все жители Казахстана. Если в 30-х годах по различным оценкам погибло от 1,5 до 2 миллионов человек, то в первый голод около одного миллиона человек. Так что казахи, действительно, за каких-то 10-15 лет лишились около половины населения. Мировая история не знает трагедии подобного масштаба. И каждый казах просто обязан знать, помнить об этой трагедии . .

Подборку шокирующих документов и фото, которые мы здесь публикуем, предложил один из казахстанских сайтов ко Дню памяти жертв политических репрессий в Республике Казахстан.

Заметим, что эти фото касаются ужасов голодомора не только среди казахов они собраны с разных областей Советской России, по которым прокатилась коллективизация, продразверстка и/или неурожай.

Эта мера уравнивала все народы.

Однако в степном Казахстане причиной голода стала еще и насильственные меры, заставлявшие кочевников отказываться от традиционного способа хозяйства скотоводства.

Продразверстка была частью комплекса мероприятий, известных как политика военного коммунизма .

В заготовительную кампанию 1919-20 хозяйственного года продразверстка также распространилась на картофель, мясо, а к концу 1920 на все сельхозпродукты.

В связи с неурожаем в разных регионах страны Советы в январе 1919 года повторно ввели так называемую продразверстку в рамках действовавшей с 13 мая 1918 продовольственной диктатуры.

Но по продовольственной разверстке отнимался лишь излишек пшеницы, а у казахов оставался скот.

В ранние годы советской власти аграрная, кочевая страна претерпевала значительные трансформации.

Массовая индустриализация и рост городов приводили к истощению материальных ресурсов крестьян.

Учитывая, что в Казахстане хлеба было мало, то большой упор был сделан на конфискацию скота у местного населения.

Эти методы изъятия, воспринимались местным населением как грабёж и вызывали рост недовольства, переходившего в вооруженные выступления.

Казахский голодомор получил в народе название ашаршылық. Второй голодомор в истории Казахстана еще называют голощекинским .

Лидер Компартии Казахстана Филипп Голощекин в 1927 году объявил курс Малого Октября . Это означало коллективизацию и перевод казахов-кочевников на оседлый образ жизни.

В результате этих мер у людей отнимали скот, имущество и под конвоем милиции направляли в точки оседания .

Скот, реквизируемый для нужд колхозов, забивали на месте, так как невозможно было прокормить собранные в одном месте большие стада.

К 1933 году из 40 млн голов скота осталась примерно одна десятая часть. От таких действий в первую очередь пострадали казахи, так как скот был главным, а нередко единственным источником их пропитания.

В результате в период массового голода 1932-1933 годов в Казахстане погибло более полутора миллионов человек.

Более 600 тысяч казахов покинули пределы страны.

Политика властей вызвала вооруженные выступления, которые были подавлены.

Погибло и покинуло Казахскую АССР 48 % коренного населения.

Часть казахов вынуждены были откочевать в Кыргызстан, Китай, Монголию, Иран и Афганистан.

Согласно некоторым источникам численность казахов, совершивших такие вынужденные миграции оценивается в более, чем в 1,030 млн человек.

Положение с голодом усугублялось ещё жестким подавлением частями Красной Армии любой попытки избежать грабительской конфискации всего скота, которое являлось единственным источником пропитания и выживания.

Когда некоторые аулы и роды (племени) начали откочевывать, пытаясь спасти свой скот, то на их перехват посылались отряды Красной Армии для ареста и уничтожения якобы басмаческой банды .

На самом деле, это были обычные мирные люди, которые пытались спастись от голода в населённых казахами территориях сопредельного Китая, или пытавшиеся мигрировать в те регионы РСФСР, где голода не было.

Попытки остановить переселение в Китай активно предпринимали и пограничники, пытающиеся остановить их пулеметным огнем. Но, тем не менее, сотни тысяч казахов (иногда аулами целиком) смогли бежать от голода в Китай.

Согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов в СССР насчитывалось 3 968 289 человек, а уже в 1939 году согласно переписи 1939 года всего 3 100 949 млн человек. Точные цифры погибших определить невозможно.

Умерших казахов в Кыргызстане хоронили киргизы.

Со слов аксакалов-киргизов, Казахи пришли неожиданно к нам. Толпы голодных и оборванных людей. Каждый киргиз, понимая, что что-то случилось, делился хлебом и предлагал юрты для временного проживания. Многие казахи умирали и валялись потом на дорогах. Сами казахи на них не обращали внимания и просили только еды. Нам, киргизам, приходилось хоронить их. Мы хоронили их по киргизским традициям .

Казахи только к 1970 г. восстановили внутри Казахстана свою численность на уровне 1926 г.

До голода в Казахстане в 1932 1933-х годах в этническом отношении доминировали казахи, но только к концу 1990-х они снова стали большинством в республике.

На освободившиеся места в период 1938-44 гг. переселялись ссыльные и депортированные народы: ингуши, чеченцы, крымские татары, корейцы, балкарцы, курды, турки, карачаевцы, немцы.

Также население Казахстана пополнилось узниками ГУЛАГа: КАРЛАГа, АЛЖИРа и др., часть которых остались жить впоследствии в Казахстане.

Национальная интеллигенция, разумеется, с самого начала критиковала партийных деятелей за ошибки и перегибы , приведшие к столь трагическим для целых народов событиям.

Советская власть учла факт участия многих деятелей и в движении Алаш-Орда , которое выступало за национальную независимость в годы гражданской войны.

В 1928 году были арестованы 44 буржуазных националиста .

Часть из них были сосланы на территорию России в Центрально-Черноземную область. Среди осужденных были лидеры национальной оппозиции страны, которые выступали против советской политики. Почти всех репрессировали в 1937-1938 годах.

Стоит отметить, что участники демонстраций, проходивших в СССР в декабре 1986 года, в независимом Казахстане также приравнены к жертвам политических репрессий.

В 1993 году в Казахстане принят закон О реабилитации жертв массовых политических репрессий . Цель его принятия - восстановление справедливости и возмещение понесенного пострадавшими ущерба.