Крепостные в России и рабы во французских колониях...

3 января 2017, 11:36
Была когда-то в России мода на все французское, среди дворян

Была когда-то в России мода на все французское (среди дворян). Немало французов поехало тогда в Россию окучивать элиту на предмет французской культуры. Одним из тех, кто неплохо заработал на этом, был Поль Дюкре. Бедный, но хорошо образованный эмигрант, приехал в Россию и создал в Москве в начале 19 в. французскую школу. Где обучали всех желающих приобщиться к Европе. Дела у г-на Дюкре шли неплохо, пока... в 1812 году жители города Москвы таки не познакомились с французской цивилизацией поближе.

В процессе межкультурного диалога французская школа Дюкре в Москве тоже сгорела и все многолетние труды по налаживанию бизнеса пошли прахом. Дюкре вернулся во Францию, где засел за мемуары. В 1822 г. он опубликовал книгу "Россия и рабство и их взаимоотношения с европейской цивилизацией". В этой книжке, которая потом неоднократно переиздавалась во Франции, сделан довольно подробный анализ русского крепостничества, его влияния на экономику и культуру страны.

Идея, которую развивает г-н Дюкре по ходу книги: Россия по сравнению с Францией - совсем нищая страна. Русский крепостной начала 19 века в пересчете на франки стоил 400-600 франков, и приносил хозяину самое большее 50 франков дохода в год (10%). В то же время негр-раб во французских колониях того времени стоил 2-3 тысячи франков и приносил 200-300 франков прибыли в год. Экономическая ценность русского крепостного - копейки, даже его собрат-негр на плантациях Реюньона стоил в разы дороже. Царская Россия - царство неэффективности.

Иван Ижакевич. «Крепостных меняют на собак». 1926 г.

Ну а что? - Поскольку русский крепостной давал дохода немного, то ценился он дешево. Дешевле собаки для псовой охоты. В "Горе от ума «Чацкий в монологе « А судьи кто?» восклицает:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

«Нестор» негодяев (т.е. вождь негодяев) обменял «толпу слуг» на три собаки... Однако дорого стоили собаки во времена Грибоедова. Или это люди стоили дешево? «Горе от ума» было написано в 1822-24 гг...

Николай Касаткин. «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». 1928 г.

Это следующий этап. Если толпу людей можно обменять на трех щенков, то чего б не заставить кормить их грудью? Щенок-то всяко дороже человеческого детеныша стоит.

Интересный вопрос, каким образом Поль Дюкре сравнивал цены на русских крестьян и негров? - По-простому, по курсу рубля к франку. Крепостной в России начала 19 в. стоил 400-600 рублей ассигнациями. Дюкре использует для перевода бумажных рублей во франки курс 1:1. Т.е. 400-600 франков. Для 1822 года, когда вышла книжка Дюкре, примерно так и было.

Серебряный франк того времени (образца 1795 г.) имел содержание чистого серебра 4,5 грамма, серебряный рубль 1810 г. - 18 грамм, т.е. в 4 раза больше. Однако у французов бумажный франк не сильно отличался от серебряного, печатали они их очень аккуратно. Свежи были еще воспоминания о выпуске разных фантиков в период революционного бардака 1790х гг.

В России же, наоборот, бумажных денег 1800-1820-е было напечатано непомерно много ( в т.ч. по причине войны с теми же французами). В итоге бумажный рубль в России на момент выхода книги Дюкре обесценился, был от силы 25% от рубля серебряного. Что как раз и дает курс франка к бумажному рублю 1:1.

Христиан Гейслер. «Наказание дворового плетьми в присутствии помещика». 1801-1803 гг.

Это немец-художник, который в 1790-98 гг. жил в России. Потом вернулся домой и продался Госдепу издал книжку с гравюрами про жизнь и быт государства Российского.

Марсель Вердье. «Наказание на четырех кольях в колониях». 1849 г.

На картине Вердье изображено наказание беглого раба. Привязали к 4 кольям и бьют кнутом. В присутствии плантатора с женой и дочкой. Понятно, что этот негр, распятый на кольях, стоит в 5-6 раз дороже, чем русский крепостной. И доход дает больше. Правда, негру от этого не легче. Плетей получают оба. Так что эта разница в ценах разве что плантатора греет.

Если крепостной в России приносил помещику 50 франков в год, а негр-раб во французских колониях - 200-300 франков, получается, что производительность труда негра была в 4-6 раз больше, чем у русского крестьянина. Не менее интересные результаты Дюкре получил и когда попытался сравнить русского крестьянина собственно с французами, а не с рабами из их колоний.

Как пишет Дюкре, во Франции в самых осталых районах даже небольшое "вдовье" хозяйство из 2-3 женщин может дать 300-400 франков дохода в год, из которых половину эти женщины обыкновенно отдают владельцу земли. В России такое же хозяйство не даст помещику вообще ничего, хорошо если они прокормят сами себя.

Жан-Франсуа Милле. Крестьянский дом. 1867-69 гг.

Да, неплохой крестьянский дом, этажа три...

Михаил Клодт. «Крестьянская усадьба у реки». 1858 г.

Ну хорошо, Клодт - остзейский немец, и на картине - его малая Родина, Латвия. А живут в усадьбе крепостные латыши, которых остзейские бароны как раз гнобили. Готовили, так сказать, кадры для будущих дивизий латышских стрелков.

Но вот Василий Поленов. «Русская деревня», 1889 г.

Вот с таких «усадеб» и собирали оброк клиенты Дюкре по французской школе в Москве.

Из печального (по сравнению с Францией) состояния сельского хозяйства в России Поль Дюкре сделал еще один интересный вывод: русский дворянин (в среднем) самый нищий в Европе, а бюджет Российской империи - самый тощий среди крупных держав. То есть дворянская рулетка в Баден-Бадене и всякие янтарные комнаты - это, современным языком, понты нации нищебродов. По оценке Дюкре со сылкой на его высокопоставленных друзей в России - в год русский бюджет собирает не больше 500 млн. франков доходов, из которых 400 тратит на армию. При этом Франция, с территорией в 30 раз меньше собирает 1 миллиард.

Василий Максимов. «Все в прошло». 1889 г.

Прекрасная картина Максимова про старушку-помещицу . Старость - не радость в любом случае, а тут еще и поместье-то - не намного лучше крестьянского двора. Дом заколочен, они со служанкой переехали в какую-то избу рядом. А все почему - не Реюньон тут, и не Авиньон. Денег не нажить на пенсию бедному дворянину...

Ниже некоторые цитаты из книги Дюкре:

стр.109 В 1808 г. я видел как душу (прошу прощения за это выражение, но именно так там говорят) продавали по ценам 400-600 франков и даже более. Возьмем цену в 500 франков и предположим , что эта покупка приносит 10% годовых (что на самом деле крайне завышенная оценка). Тогда один крестьянин должен приносить дохода 50 франков в год. И теперь я спрашиваю: есть ли хоть где-то. во Франции, или еще где, фермер, у которого негр приносит владельцу всего-то 50 франков дохода?

стр.110 Негр в колониях стоит 2-3 тысячи франков и приносит хозяину доход 200-300 франков в год. Т.е. раб-негр , что по цене, что по  доходу чуть ли не в 10 раз превосходит раба-белого ..

стр.114 В самых бедных уголках Франции, куда едва прониникла культура, фермеры делят с владельцев доходы от земли. Исходя из того, что семья бедного фермера живет на 200 франков в год, такую сумму он отдают и владельцу. Много маленьких ферм возделаывают только 2-3 женщинами. 2-3 женщины в России не принесут ничего своему хозяину, они и не включаются в число душ, в то время как во Франции они производят доход 300-400 франков и еще отдают часть его владельцу земли и государству...

стр.114 Русский землевладелец по причине налогов и плохих почв - самый бедный помещик в Европе, точно также и русское правительство - самое бедное в Европе...

стр.118 естественным эффектом рабства , как и всех институтов, основанных на несправедливости, обмане и насилии, являются сомнения в существовании Бога, во всяком случае Бога, который несет людям добро.

Иван Владимиров. «Реквизиция церковного имущества в Петрограде». 1922 г.

Естественным эффектом рабства являются сомнения в существовании Бога. Все так.

PS.

Полное название книги звучит как: «La Russie et l'esclavage, dans leur rapports avec la civilisation européenne; ou, De l'influence de la servitude sur la vie domestique des russes, sur leur existence civile, morale et politique, et sur les destinees de l`Europe». Т.е. «Россия и рабство и их взаимоотношения с европейской цивилизацией; или о влиянии рабства на жизнь и быт русских, их правовое положение, мораль и политику, и на судьбы Европы».