Они пытались...

10 марта 2016, 13:00
8 марта 1988 года семья Овечкиных попыталась сбежать из тюрьмы народов под названием "Советский Союз".

8 марта 1988 года многодетной семьей Овечкиных из Иркутска была осуществлена смелая попытка сбежать на захваченном самолете из тюрьмы народов под названием Советский Союз .

В 1988 году семья Овечкиных состояла из матери и 11 детей (отец Дмитрий Дмитриевич умер 3 мая 1984 года, через несколько дней после побоев, нанесённых старшими сыновьями).

7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль Семь Симеонов и официально числились музыкантами при объединении городских парков Досуг . Ансамбль был организован в конце 1983 года и вскоре добился побед на ряде музыкальных конкурсов в различных городах СССР, получил широкую известность: об Овечкиных писали в прессе, сняли документальный фильм. Семья жила в Иркутске в двух трёхкомнатных квартирах. Кроме того, за ними был сохранен частный дом в предместье Рабочее с участком в восемь соток.

Н. С. Овечкина и её сыновья считали, что они имели несчастье родиться в СССР. Во время зарубежных гастролей ансамбля Семь Симеонов в 1987 году в Токио члены семьи Овечкиных приняли решение покинуть Советский Союз. После возвращения в СССР Симеоны начали готовиться к бегству за границу. Мать полностью поддержала их идею.

Овечкины решили угнать самолёт, который будет совершать рейс внутри Союза. Они нашли способ пронести оружие на борт во время одной из поездок они обратили внимание, что контрабас, на котором играл Александр, едва проходит в металлодетектор, поэтому сотрудники аэропорта ограничились поверхностным осмотром. К тому же наличие контрабаса позволяло объяснить наличие металлических деталей в футляре. После возвращения Овечкины начали распродавать вещи из дома. Старшие братья Овечкины купили два ружья 16-го калибра (одноствольное и двуствольное), ружейные патроны и детали для изготовления самодельных бомб.

Кроме того, Овечкины купили новую одежду, в которую переоделись, чтобы за границей выглядеть более эффектно. Д. Овечкин изготовил из ружей обрезы, а также собрал три самодельные бомбы, одну из которых взорвал с целью оценить эффект взрыва. Также он сделал двойное дно в контрабасе и закрепил там оружие, бомбы и сотню патронов.

8 марта 1988 года семья Овечкиных Нинель и её 10 детей прибыли в аэропорт на посадку в самолёт Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск Курган Ленинград. На момент захвата Н.С. Овечкиной был 51 год, Людмиле 32 года, Ольге 28, Василию 26, Дмитрию 24, Олегу 21, Александру 19, Игорю 17, Татьяне 14, Михаилу 13, Ульяне 10 и Сергею 9 лет. Старшая дочь Людмила, выйдя замуж, жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала. Овечкины прибыли в аэропорт с ручной кладью и музыкальными инструментами. Футляр с контрабасом не проходил в интерскоп по габаритам, поэтому сотрудница службы контроля для проверки положила футляр на стол, открыла его и встряхнула инструмент. Оружие найдено не было.

Поскольку в самолёте было много свободных мест, Овечкины пересели в хвостовую часть салона. Старшие братья показали стюардессам фотографию ансамбля Семь Симеонов , чтобы убедить в том, что они являются артистами. В 14:53, когда самолёт летел в районе Вологды, двое старших братьев Овечкиных встали с мест и запретили остальным пассажирам покидать свои места, угрожая ружейными обрезами. В 15:01 Василий Овечкин передал бортпроводнице Ирине Васильевой записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне или в другом городе на территории Великобритании под угрозой взрыва самолёта. В 15:15 борт сообщил, что топлива осталось на 1 час 35 минут полёта.

В соответствии с Воздушным кодексом СССР в сложившихся обстоятельствах экипаж самолёта имел право самостоятельно принимать решения. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. Однако запасов топлива на лайнере до ближайшего финского или шведского аэродрома не хватало. В Кургане самолёт был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай до запасного аэродрома в Таллине. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы. Положение осложнялось тем обстоятельством, что экипаж Ту-154 не имел опыта и не был подготовлен к совершению международных перелётов: не знал расположения воздушных коридоров и зарубежную систему эшелонирования полётов; на самолётах внутренних линий не было необходимых справочников по ведению радиосвязи, схем заходов на посадку и др. В этих условиях появление в воздушном пространстве иностранного государства самолёта, не соблюдающего установленных правил поведения в воздухе и не исполняющего отданных в установленном порядке команд с земли могло привести к катастрофическим последствиям. Ещё одной проблемой был языковой барьер - на выполнявшем внутренний рейс Ту-154 английский язык знал только штурман.

В 15:30 бортинженер Иннокентий Ступаков вышел в салон и в результате переговоров сумел объяснить, что для совершения полёта в Великобританию недостаточно топлива, после чего ему удалось убедить террористов разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии. В 16:05 самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. По громкой связи в салоне самолёта было объявлено, что авиалайнер производит посадку на дозаправку в аэропорту финского города Котка.

Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины поняли, что их обманули. Братья Овечкины потребовали немедленно взлетать, попытались выломать дверь кабины пилотов, угрожали начать убивать пассажиров. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую. По воспоминаниям участника событий майора милиции И. Власова на переговоры Овечкины не шли в принципе, на предложение отпустить хотя бы женщин и детей последовал категорический отказ: никаких условий! . По требованию угонщиков самолёт был заправлен.

В 19:10 начался штурм самолёта. Штурм был осуществлён сотрудниками специального подразделения патрульно-постовой службы милиции ГУВД Леноблисполкома, которым командовал подполковник милиции С. С. Ходаков. Штурм самолёта выполняла группа под командованием ст. лейтенанта милиции А. М. Лагодича из 10 человек, в оцеплении находились сотрудники милиции из ГОВД Выборга. Угонщики оказали вооружённое сопротивление, открыв огонь по сотрудникам группы захвата. После того как Овечкины обнаружили, что у них заканчиваются боеприпасы, они приняли решение взорвать имевшееся у них самодельное взрывное устройство и покончить жизнь самоубийством. Взрыв пробил отверстие в фюзеляже, на борту самолёта начался пожар, но осколки ушли вверх и в стороны и Овечкины уцелели. В салоне поднялась паника, кто-то сумел открыть аварийный люк и пассажиры начали выпрыгивать на бетон посадочной полосы. По требованию Н. С. Овечкиной Василий Овечкин застрелил мать, после чего по очереди застрелились Василий, Олег, Дмитрий и Александр Овечкины. В результате пожара, начавшегося от взрыва, самолет полностью сгорел.

В результате этого инцидента из 8 членов экипажа и 76 пассажиров (включая 11 Овечкиных) погибли 9 человек: пять угонщиков (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница Т. И. Жаркая и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров), сгорел авиалайнер Ту-154Б стоимостью 1,4 млн. рублей.