Судетские немцы

1 октября 2016, 11:22
Трагедия германо-чешской истории

Когда в 1918 году на развалинах Австро-Венгерской империи создавалась Чехословакия, немцы были в ней второй по численности национальной группой после чехов. Их было даже больше словаков.

Но основатель и первый президент Чехословакии Томаш Масарик, как и многие лидеры новых славянских государств, боялся признать немцев равноправными партнерами в создании новой страны.

Он опасался, что немцы, получив слишком большую автономию, будут стремиться отделиться и воссоединиться с братьями по крови в самой Германии.

Масарик разработал концецпию "государства чехословацкой нации", отведя немцам значительно более скромную роль в нем.

При этом у них были свои газеты, школы, университеты. Три политические партии представляли интересы немцев и министры-немцы входили в чехословацкий кабинет.

Как считает Петер Бехер, выходец из Карлсбада, нынешних Карловых Вар, и потомок создателя горькой настойки, которая называется "бехеровкой", без всемирного экономического кризиса, разразившегося 1929 году, все могло бы быть иначе.

"Кризис ударил прежде всего по районам, населенным судетскими немцами, которые составляли до половины всех безработных в Чехословакии. Постепенно к середине 30-х годов занятость среди чехов стала расти, а у рабочих-немцев дела шли по-прежнему плохо. Это было связано с экономической географией Судет, но простым людям это было непонятно. Зато они видели, что по ту сторону границы, в Германии, безработица фактически побеждена. То, что это было достигнуто за счет милитаризации, мало кого интересовало", - говорит Бехер.

Бывший учитель гимнастики Конрад Генлейн использовал эти настроения и немедленно получил моральную и финансовую поддержку Гитлера, мечтавшего о "тысячелетнем рейхе".

Через два дня после Мюнхена

1 октября 1938 года германская армия беспрепятственно вошла на территорию Чехословакии и аннексировала населенные немцами районы. Это случилось после того, как двумя днями ранее в Мюнхене Гитлер договорился с представителями Великобритании, Франции и Италии о фактическом разделе Чехословакии.

Правительство Чехословакии поставили перед фактом и заставили капитулировать. Президент Бенеш в последнем радиообращении к нации обвинил великие державы в предательстве Чехословакии и уехал в эмиграцию в Лондон.

"Помню, как в наш маленький Троппау вошли сначала танки, потом артиллерия, потом пехотинцы. Мне было всего шесть лет, но я как сейчас вижу счастливые лица горожан. Все были в эйфории", - вспоминает Вальтер Ржепка.

В марте 1939 года то, что осталось от Чехословакии после Мюнхена, было окончательно аннексировано и превращено в "Рейхспротекторат Богемия и Моравия". Главой протектората был назначен Генлейн - лидер пронацистской Партии Судетских немцев.

"После того, как Гитлер занял Судетскую область, большинство высших чинов администрации в протекторате назначалось из Берлина. Их командировали из Германии. Мэры городов были в основном из местных немцев. Евреев депортировали до последнего человека. Вокруг Троппау большая часть деревень была населена чехами. Их, в общем, не трогали", - вспоминает Вальтер Ржепка, отец которого, как и отец Петера Бехера, воевал в составе частей вермахта против Советского Союза.

Судетских немцев призывали в вермахт очень активно, и процент погибших среди них - один из самых высоких по сравнению с собственно германскими землями.

Опасаясь кровопролития

После поражения нацистов и восстановления чехословацкой государственности в Праге не стали медлить.

Вернувшись из Лондона, президент Бенеш 2 августа 1945 года продписал первый временный декрет, который лишал гражданства всех судетских немцев. В 1946 году декреты стали законами.

Их собственность конфисковали, а самих немцев выслали, как семьи Вальтера Ржепки и Петера Бехера.

Впрочем, фактически депортация началась до распоряжения Бенеша. Число погибших при депортациях колеблется от 30 тысяч (по оценке чешской стороны) до четверти миллиона (по подсчетам организаций судетских немцев).

Как считает Ян Шиха, директор Чешского культурного центра в Мюнхене, Бенеша и других лидеров Чехословакии в 1945-м можно понять.

"Это решение принималось после войны. Чехи боялись, что если немцы останутся, кровопролитие может возобновиться. Они боялись нового предательства со стороны немцев - и их можно понять... Как чешский гражданин и частное лицо, я, наверное, могу сказать, что это было плохое решение и этого не следовало делать", - сказал Шиха, один дедушка которого был судетским немцем, а другой - чехом.

Большая часть изгнанных судетских немцев обосновалась в Баварии. Их многочисленные организации располагаются во внушительного вида штаб-квартире в центре Мюнхена. Включая главную - Землячество судетских немцев.

"Судетский вопрос - это не только вопрос собственности. Это вопрос прав, незаконно отобранных у судетских немцев. Нужно сначала признать эти права, а уже потом всети разговор о том, можно или нельзя добиваться возвращения собственности или компенсации за нее", - говорит представитель землячества Франц Пани.

Вокруг извинений

Германские и европейские суды вот уже полвека регулярно рассматривают иски судетских немцев, требующих реституции собственности или компенсации за нее. Пока ни один иск не достиг цели.

После падения коммунистического режима в Чехословакии президент Вацлав Гавел извинился перед судетскими немцами за депортацию и предложил им гражданство Чехии. Как считает Ян Шиха, этого на сегодня вполне достаточно.

"Если судетские немцы отзовут свои иски в европейских судах, которые лежат там до сих пор, нам, чехам, было бы проще обсуждать какие-то встречные шаги со своей стороны. А так после речи Гавела все что мы услышали от немцев было: "Верните нам нашу собственность или выплатите 250 миллиардов компенсации". В таком тоне разговаривать мы не будем и уж точно ничего не заплатим", - говорит Шиха.

Франц Пани из Землячества судетских немцев утверждает обратное.

"Во-первых, судетские немцы уже извинились в конце 1960-х годов за то, что было сделано нацистами - от их имени. А во-вторых, на основании речи Гавела я лично попросил вид на жительство в Чехии, в родном городе моих родителей Мариенбаде. По-чешски он называется Мариански лазни. Меня поддерживал мэр города. И что Вы думаете? Мне отказали. Чешские власти сказали, что это провокация", - говорит Пани.

Не все судетские немцы склонны обвинять чехов. Петер Бехер рукводит мюнхенским Обществом Адальберта Штифтера, названным по имени немецкого писателя, жившего в Богемии в XIX веке. Его цель - налаживание культурных связей между судетскими немцами и чехами.

"Судетские немцы должны были бы официально извниться за свое сотрудничество с нацистами в 1938-1945 годах. Но мое мнение - это мнение меньшинства", - говорит Бехер.

Пока живы пострадавшие

Доктор Вальтер Ржепка сегодня возглавляет "Коммуну Акерманн" - католическую организацию, которая борется за преодоление вековых предрассудков между народами Центральной Европы через диалог интеллектуалов и религиозных леятелей.

"Я лично простил чехов и не хочу никаких компенсаций. Уверен, что даже после присоединения Чехии к Евросоюзу все новые иски судетских немцев будут отвергнуты. Я только надеюсь, что чехи когда-нибудь тоже перестанут утверждать, что все сделанное ими - абсолютно справедливо. Хотелось бы достичь примирения, пока живы еще те, кто пострадал - с обеих сторон", - говорит Ржепка.

"Самая главная, я бы сказал, фундаментальная проблема в том, что и чехи, и судетские немцы считают себя только жертвами и предпочитают не вспоминать то зло, которое они причинили друг другу", - полагает Даниэль Бресслер, обозреватель мюнхенской газеты "Зюддойче цайтунг".

Он уверен, что совместная жизнь в ЕС со временем успокоит страсти и среди чехов, и среди судетских немцев.

"Историю не перепишешь, и даже если немцы этого захотят, у них это не выйдет. В Германии сейчас все чаще говорят о том, что немцы тоже пострадали в годы войны. В чем-то это так. Но, к сожалению, самым известным немецким изобретением в историии XX века останется все же не "Мерседес", а газовая камера", - говорит Шиха.

"Кто виноват?" - этот вопрос в Центральной Европе, кажется, не перестанут задавать никогда...