За девять месяцев до

21 августа 2015, 13:00
Многократно заложенные поправки «на дурака» инженерам удалось обойти и здесь

Советская военная техника создавалась с многократным запасом прочности.

Кроме обычных систем защиты, обязательно предусматривалась защита от дурака , но, во-первых техникой управляли не дураки, во-вторых тотальная боязнь брать на себя ответственность и в-третьих умалчивание Государством причин и последствий аварий приводили к многочисленным их повторениям.

Об одном таком случае я расскажу подробнее.

Атомная подводная лодка К-431 находилась в ремонте на СРЗ-30 в бухте Чажма.

На АПЛ по плану проводилась операция №1 - работы по замене активных зон (АЗ) реакторов. Над реакторным отсеком АПЛ были вырезаны и удалены элементы надстройки легкого корпуса и съемный лист прочного корпуса, сверху установлено специальное технологическое сооружение и перегрузочный домик из алюминиевых листов.

Подводная лодка стояла у третьего пирса третьим корпусом, а к ней была поставлена плавмастерская (ПМ-133), специально оборудованная для обеспечения операции по перегрузке АЗ ядерных реакторов (ЯР).

Первым корпусом к пирсу стояло плавучее контрольно-дозиметрическое судно (ПКДС).

Вторым корпусом стояла в ремонте атомная подводная лодка К-42 (проект 627 November).

В начале августа офицеры перегрузочной команды, постоянно поторапливаемые штабом Флота, успешно заменили активную зону на первом, носовом реакторе АПЛ К-431, но при перегрузке второго произошло ЧП. При проверке его на герметичность выяснилось, что реактор не герметичен.

Закончив работу в пятницу, 9 августа 1985 года - для таких операций установлен особый порядок и время, ПЯОР проводятся только в рабочее время, который был многократно нарушен, офицеры приняли решение выйти на работу в субботу 10 августа и устранить причину негерметичности кормового реактора.

Позже выяснилось, что причиной ЧП стал посторонний предмет -кусок электрода, попавший на уплотнительное медное кольцо крышки реактора .

Чтобы устранить проблему, решили снова поднять крышку реактора, очистить кольцо, поставить крышку на место и провести новое гидравлическое испытание корпуса реактора.

Для проведения данной операции, необходимо разрешение ГК ВМФ, но техническое управление не захотело брать на себя ответственность, за забытый электрод и операцию проводили на свой страх и риск .

Конструкция реактора, крышки и тяг компенсирующей решетки такова, что при проведении подобных работ требуется строго вертикальное усилие для подъема крышки. Для этого используется специальное оборудование, приспособление П , позволяющее поднимать крышку реактора без перекоса.

Примерно было определено расстояние, на которое кран мог бы поднять крышку для устранения дефекта.

Офицеры перегрузочной команды приступили к выполнению работ. Сняли крепления крышки реактора и кран плавмастерской начал поднимать крышку на обычных стропах.

Однако, произошел перекос и в отверстиях крышки, закусило приводы КР, стержней СУЗ и АЗ.

Таким образом, вместе с крышкой реактора из активной зоны несанкционированно извлекались почти все поглотители.

Кроме того, после достижения некоторого уровня, из-за использования строп без специального приспособления, произошел перекос крышки и несмотря на все попытки увеличить усилие, подъем крышки не происходил.

Обратив внимание на то, что крышка не извлекается, исполнители приостановили работы. При этом стальной трос крана был максимально натянут и работал как растянутая пружина.

К этому моменту создалась критическая ситуация, дальнейший ход событий зависел от малейшей случайности.

И именно эта случайность произошла.

Именно в этот момент с моря подошел торпедолов и на скорости в 11 -12 узлов прошел по бухте Чажма. Несмотря на сигналы брандвахты, торпедолов не снизил скорости и его проход вызвал волну. Эта волна и качнула плавмастерскую с находящимся на ней краном.

Крышка реактора с большой скоростью - дополнительно спружинил трос, была выдернута со всей системой поглотителей на большую высоту.

Реактор не санкционированно и моментально вышел на сверхкритический уровень. Началась неконтролируемая цепная реакция. Мгновенно выделилось огромное количество ядерной и тепловой энергии, произошел взрыв и выброс содержимого реактора. Перегрузочный домик из алюминия мгновенно сгорел и испарился.

Во взрыве погибли все моряки занимавшиеся перегрузкой на корпусе ПЛ - всего 10 человек, 8 офицеров и 2 матроса.

Их имена: капитан 2-го ранга Виктор Целуйко, капитаны 3-го ранга Анатолий Дедушкин, Владимир Комаров, Александр Лазарев, капитан-лейтенанты Валерий Коргин, Герман Филиппов, старшие лейтенанты Александр Ганжа, Сергей Винник, матросы Игорь Прохоров и Николай Хохлюк.

Кран вырвало из палубы плавмастерской и выбросило в бухту.

По свидетельствам очевидцев, крышка реактора весом более десяти тонн вылетела вертикально вверх на высоту несколько сот метров и оттуда упала вниз, на реактор. Лодка притонула от удара, черпанув поврежденным бортом воды. Не удержавшись, крышка свалилась на борт, ребром повредив корпус ниже ватерлинии. Вода из бухты хлынула в поврежденный реакторный отсек.

В этот момент ветер дул со стороны бухты на завод и поселок. В считанные минуты, вокруг взорвавшейся АПЛ, все, попавшее в след выброса, стало радиоактивным. Уровни гамма-излучения многократно превышали санитарную норму.

Это произошло в 12 часов 5 минут.

В первые моменты контроля за уровнем радиации не проводилось и в эти дни аварии облученными оказались 114 человек. Всего количество облученных достигло 290 человек, у 10 человек развилась острая лучевая болезнь. Официально выявленное число пострадавших составило 950 человек.

Из погибших, удалось опознать по останкам и частям тела только двоих -одного из них по обручальному кольцу, по которому определили уровень излучения в момент взрыва в 90 000 рентген.

Все останки были кремированы из-за высокого уровня заражения, прах их был условно разделён на десять частей, помещён в специальные свинцовые капсулы и захоронен в радиационном могильнике под слоем бетона.

Обстоятельства аварии были строго засекречены и некоторые подробности не были известны вплоть до развала СССР.

Выводы из аварии не были сделаны и доведены до лиц, эксплуатирующих АЭС.

А через девять месяцев произошла похожая авария на Чернобыльской АЭС.

Многократно заложенные поправки на дурака инженерам удалось обойти и здесь.