Болотная площадь переехала на Потомак

23 января 2017, 11:05
У человека, дорвавшегося до власти, говорят, быстро теряется чувство реальности. Став всемогущим, он начинает повелевать вещами, или реальностью. Отсюда — знаменитая формула Сталина «логика вещей сильнее всякой иной логики». Вы скажете, что это бессмысленное утверждение. И ошибетесь.

Читающий отчеты о протестных акциях в США первых дней новой эпохи, эпохи президента Дональда Трампа, замечает, как похоже настроение людей в Америке, в том числе бывших соотечественников по СССР, на настроения, которые были у нас, московских демонстрантов 1989 и 2011–2012 годов.

Репрессии запугали россиян и особенно российских журналистов так, что люди боятся не только вспоминать свои шествия и митинги против фальсификаций на выборах, прошедшие в Москве и Петербурге с декабря 2011 до апреля 2012, но и показывать, что происходит в сегодняшней Америке.

Вот первый снимок великой книги Вадима Ф. Лурье и его соавторов «Азбука протеста. Народный плакат по материалам 15 митингов и акций в Москве и Санкт-Петербурге 10.12.2011–01.04.2012», вышедшей в издательствах ОГИ и Polit. Ru в Москве в 2012 году, — девушка с плакатом: «Ты пришел протестовать или плакаты разглядывать?»

Иногда разглядывать плакаты, однако, и значит протестовать. И сегодня, глядя, как прекрасные женщины и мужчины Америки несут плакаты с такими вот текстами:

Трамп, пошел вон, оставь мне мое тело!

Трамп не мой президент!

Трамп, тебе Путин в карман нассал!

Трамп — путинский пудель!

Говнокомандующий Трамп — так я перевел Adulterer in Chief!
— невольно возвращаешься на шесть-семь лет назад, в белоленточную Москву, и, как Владимир Высоцкий об уголовном кодексе, открою Азбуку Протеста — и не могу, читаю до конца!

Начнем с автопробега. Первые свободные плакаты в Москве появились именно на окнах, капотах и крышах автомобилей:

Пут In? Пут Off!

Мне не страшно, мне тошно!

Долой Крошку Цахеса!

Нас Путать не надо!

Если Путин — президент,
Я навеки — диссидент!

И, наверное, главный призыв — Не ссать! И унитаз, подвешенный на цепи над крышей джипа, намекая на главный лозунг, с которого началась путинская эпоха, — «мочить в сортире».

Сейчас-то уже позабылось, кого собирались мочить. А от некоторых текстов, обращенных со стекол автомобилей на Невском, мурашки бежали по коже: «Вова! Ты будешь мужественным как Саддам или дрожать как Чаушеску?»

Вообще говоря, личные выпады всегда ужасны. Слухи о том, что итальянский плейбой Берлускони научил русского друга пользоваться ботоксом, отлились в плакатном искусстве на Проспекте Сахарова:

«Ботокс старость не отложит», «Долой ботокс с лица России», «Распух от ботокса? Нет, срок годности истек», «Зима, холод… Ботокс не греет».

Ну, и главный лозунг, который бессовестный Трамп украл у российских демонстрантов и предъявляет теперь в качестве собственного главного лозунга:

«Вернем власть народу!»

Странные представления были у этих белоленточников.

«Власть должна меняться!»

«Очистить власть от воров и взяточников!»

«Мое требование: реальная сменяемость власти»

«Путин — лидер коррупции и воров власти!!!»

Президент РФ похвалил тогдашнего главу избиркома Чурова, насчитавшего 146% проголосовавших за «Единую Россию» в одной из областей страны: «Вы же волшебник почти, вас так некоторые лидеры партий называют». Народ ответил шутками:

«НИИ Чуродейства и Фальшебства»

«Волшебник, не трогай мой голос в марте 2012»

Ну, и совсем скучные:

«Честные выборы — начало выздоровления страны»

«Это не выборы! Это не Дума! Это не Президент!»

В феврале 1989 года на малолюдном, но громком митинге у «Парка культуры» в Москве я сорвал голос, крича с грузовика рядом с Сергеем Григорянцем, Евгением Евтушенко, Глебом Павловским «Свободу Вацлаву Гавелу!» А всего несколько месяцев спустя на грандиозном шествии по Садовому кольцу сфотографировал женщину с плакатом «Меняю Политбюро на круглый стол из чешского гарнитура!»

Вот какая была у нас высококультурная публика, граждане.

24 декабря 2011 года по Москве шли люди, поминавшие неделю назад ушедшего диссидента и политика.

«Нам нужен наш Гавел»

«Я голосую за Гавела»

«Правда и любовь победят ложь и ненависть».

На неосторожно-нахальное заявление президента, что он-де прикован к своему посту как раб к галере, белоленточные столицы ответили такими плакатами:
«Путин, хватит грести под себя! Галерный раб не должен править свободными людьми! Уходи!»

«Галерник, суши весла!»

«РАБ, отдай весло ХОЗЯИНУ!»

«Вова, уйди с галеры, ты ее утопишь!»

Миллиардеру, неосторожно объявившему, что пришел в Белый дом с целью отдать власть народу, конечно, принесут распечатку вашингтонских плакатов, из которой Трамп с неудовольствием прочитает, кто нассал ему в карман и чей он пудель.

«Лжец, лжец, на воре шапка горит! Единственное, на что ты вдохновляешь, — ненависть!»

Зеркально отразились в протестных акциях в России и США мотивы вмешательства правительств обеих стран во внутренние дела друг друга. Кремль обвинял протестовавших и оппозиционеров России в работе на Госдеп США. Президент Путин назвал протестовавших «бандерлогами». Улица ответила плакатами:

«Госдеп! Уже 4 митинга, 2 шествия и еще по мелочи, а денег все нет! Where is my money, man???»

«Это стадо бандерлогов снято на конспиративной квартире на деньги Госдепа США. Инфа — 146%»

«Вашинтонский Газдеп! Херали Клинтон, тетенька, накажи наших воров. Сами мы либа холопы, либа лохи, у нас не получаецца!»

А Белый дом вдруг и в самом деле пять лет спустя стал Вашингтонским обкомом. «Трамп, где твои Russkies?» — спрашивают плакатисты.

«Да, своим состоянием я обязан России!» — отвечает плакатный Трамп. Новые гибридные сообщества TramPutin уже вовсю шуруют в соцсетях.

Американцы, конечно, не знают, что у нас, в России, выражение «сделать гадость кому-то» иногда заменяется грубоватым «поднасрать кому-то», а то и «нассать в сапоги», так что я не исключаю, что и авторы плаката о Путине, нассавшем в карман Трампу, выходцы из нашего медвежьего края. Небось, подкупили репортеров нескольких телевизионных компаний — французской, британской и американской, вот те и крутят… Или возвращают средства, ранее выданные на нашу несостоявшуюся революцию Госдепом?

Кто ж теперь разберет? Ясно одно: у президента Трампа кишка тонка остановить протесты так, как это сделал президент Путин в 2012 году. А наш народ и сам края не знает. Чего требовать-то вздумали:

«За смену власти, против третьего срока Путина!»

«За Кремль без Кремлядства!»

Как это, без Кремлядства-то? Чушь какая-то, как любит приговаривать товарищ Путин. Бред какой-то, как любит говорить товарищ Песков.

«Логика вещей сильнее любой другой логики». Вот и началось потом винтилово, несогласных отдали под суд, несколько десятков или сотен граждан приговорили к серьезным срокам заключения, главный оппозиционер был застрелен во время неспешной прогулки через мост у стен Кремля, и демократия кончилась — как логика мысли, разбившаяся о логику дубинок.

А что в Америке? Вот, смотрим, наблюдаем. Мы-то умеем плакаты разглядывать, а протестуют пускай американцы.