Наступил Трамп, требуется всемирный Антитрамп

21 января 2017, 16:38
Пройти мимо этого события невозможно: власть в Америке совершенно законно и демократично перешла не просто к слону, а к слону в посудной лавке.

Ровно 20 лет назад, проведя в Штатах пол-года, я увидел, что это должно случиться: Америка и тогда была недовольна своим образом жизни, и тогда была готова начать метаться.

Да, и чем было быть довольным? Часовой механизм, сделанный двести лет назад и подремонтированный – сто, порядком проржавел. Но главное – людям, а они все-таки не просто колесики, стало тесно в нем крутиться. Люди подросли и хотят расти дальше. А попробуй порасти в механизме!

В общем, налицо был и кризис, и неизбежность мучений при попытках выхода из него. Понятно было и то, что лихорадка в Штатах поразит и весь мир.

Что и стало происходить очень быстро, буквально, через три года. С приходом к власти юниора Буша. Его президенство здорово изменило мир. Сегодня мы имеем продолжение, когда бушева война с террором может показаться нам старым добрым временем.

Да, иначе и быть не могло – кризис-то никуда не делся. Революция по имени "Интернет", конечно, смягчила его, но кризис-то остался: старые социальные формы не позволяют развиваться новому человеку. А людям это не нравится, хотя в своем большинстве они совсем не понимают, а что именно им не нравится. И, как неумелый водитель в заглохшем автомобиле, начинают давить на все кнопки и дергать за любые рычаги.

Для проходимца здесь важно только оказаться под рукой в нужную минуту. И готово дело: победы популистов в такой ситуации неизбежны: старые политико-экономические элиты не в состоянии удерживать рулевое колесо.

Насколько Америке удасться управиться со своим Трампом – вопрос, мягко говоря, не очевидный. Посмотрим.

Но проблема в том, что справляться с Трампом придется не только Америке. Зараза проникла в мозг (по меньшей мере – спиной) всего мира и угрожает всему миру.

Есть оптимисты, которые любят успокаивать себя в любой ситуации. Что, дескать, ничего страшного. Ну, пусть попробует. Через четыре года переизберут. Ну, что он там за четыре года успеет? Глупости. Юниору Бушу хватило 4 месяца, чтобы изменить мир. А Путин изменил Россию едва ли не за 4 своих первых недели, причем еще только в роли наследника. Когда все напряжено, когда все хрупко, много времени не требуется.

И речь Трампа при вступлении на пост сомнений в его намерениях не оставляет. Здесь и последнее прибежище негодяя, и Америка юбер аллес, и один народ, к которому вернулась власть от плутократов, и отказ от социальной ответственности внутри страны и государственной ответственности за дела в мире, и вместе с тем явно обозначенный оскал в сторону несогласных (и опять-таки – и в стране, и в мире), и все как один. В общем – фашизма столько, сколько позволил жанр мероприятия.

Если закрывать на это глаза, есть риск зажмуриться надолго. А закрыть глаза хочется, и особенно тем, кто с пеленок научен молиться и на Америку, и на американскую демократию. Им особенно трудно понять, что в кумире завелась плесень. Им особенно хочется убаюкать себя и соседей песенкой, что чесать не надо – само пройдет. И даже то, что Трамп – это не первый, а, как минимум, второй, если не третий, случай в совсем недавней американской истории, их не настораживает. Таково свойство розовых очков.

А что реально можно сделать?

Когда-то на этот вопрос очень просто ответил толстовский Пьер: если плохие люди объединяются, то и хорошие должны объединиться.

Реально ответ, конечно, несколько сложнее. Когда создается мощное международное движение фашистской направленности – фашистский интернационал, необходимо не менее мощное движение направленности противоположной – антифашистской, с противоположными, антифашистскими ценностями. А именно – ценность человеческой индивидуальности и ценность человечества как целого выше ценностей групп; сильные обязаны помогать слабым, а не угнетать их; и главное – не возврат к прошлому, а только творчество будущего может создать новые социальные формы, оптимальные для развития и самореализации каждого человека. Формы же эти принципиально антиэгоистические: они основаны не на праве сильного унести сколько он может, а на его обязанности помогать тем, кто слабее.

Альтернатива нерадостна. Альтернатива – полный Трамп.