На Западе есть известные люди (Фукуяма, например), считающие, что «постправда» эта пришла туда из России, которую и надо считать ее родиной. Думаю, небезосновательно. Потому что в России она не разрушает традицию рационализма по причине отсутствия таковой, а произрастает из традиции, ему альтернативной, которая издревле именуется словом «правда». Им обозначается верховная инстанция, которой подчиняются и право, и вера, и истина. Которая по ту сторону добра и зла.
Ее нет в официальном перечне «наших традиционных ценностей», но если что и заслуживает не только присутствия, но и первенства в нем, то именно она. Она устояла перед вытеснявшими ее петровскими и послепетровскими рационализациями, как устояла и перед научным коммунизмом, который вынужден был искать в ней опору, что иллюстрируется и названиями советских газет. А в наши дни, благодаря информационным технологиям, у этой ценности звездный час.
В современной России, в отличие от Запада, правда - никакая не «пост», а словесный символ одной из немногих сохранившихся традиций, явившей миру свой потенциал в предельной его полноте. Почему Запад соблазнился чужой традицией, ломающей традицию рациональности, - это его проблемы, с которыми ему предстоит справляться. Но, сдается мне, его «постправда» не перекрывает ему дорогу в будущее, а правда, наделенная верховным культурным и политическим статусом, удерживает ее приверженцев в прошлом.
Сегодня три года с того дня, как по праву правды, которая над правом, Крым был объявлен российским. Кто доживет, увидит, как и кем этот день будет отмечаться лет через тридцать. Если будет отмечаться.
Использованная литература: источник