О пенсионной реформе

26 июля 2018, 00:09
Российское государство испокон веков отнимало деньги у своего народа.

1. Российское государство испокон веков отнимало деньги у своего народа. За последние 350 лет не было ни одного поколения русских людей, которое не было бы ограблено собственным правительством (подробнее здесь: kommersant.ru/doc/3070569).

2. Однако почти никогда в российской истории правительство не проводило конфискации чаще, чем один раз в 30-50 лет. За три с половиной века эта закономерность нарушалась лишь трижды:
- в первые годы советской власти (экспроприация, продразверстка, раскулачивание, коллективизация); 
- в "лихие" 90-е (павловская денежная реформа, замораживание вкладов в Сбербанке, дефолт 1998 года);
- в нынешнее путинское десятилетие (заморозка накопительной части пенсии в 2014 году, осознанное двоекратное обрушение курса рубля, начавшаяся пенсионная реформа). 

И если первые два исключения из правила случились во времена революционных потрясений и лишений, то в период нынешней "стабильности" - при цене нефти под $80 и после десятилетия небывалых сырьевых сверхдоходов - конфискационным реформам невозможно найти оправдание. 

3. Зарождение пенсионной системы в России датируется 1649 годом, когда царь Алексей Михайлович закрепил за чиновниками право владения поместьем после увольнения с госслужбы и ввел для отставных военнослужащих пожизненное содержание в монастырских богадельнях. С тех пор и до 1917 года пенсия в России была исключительно сословной привилегией чиновников, силовиков и военных. Примерно к такой же сословной системе пенсий Россия придет и в результате путинской пенсионной реформы, когда в 21 субъекте РФ основная масса мужчин не доживает до 65-летнего возраста, а российские силовики выходят на пенсию в 45 лет.

4. Что касается российских чиновников, то для них пенсионный возраст также повышен. Однако это именно то, к чему они, в отличие от простых россиян, всегда стремились. Напомню, что еще при Брежневе привилегией начальства были не высокие пенсии, а возможность не уходить на пенсию до самой смерти. Членам политбюро и секретарям ЦК, перешагнувшим пенсионный рубеж, закрытым постановлением ЦК даже были предоставлены три выходных дня в неделю, лишь бы они подольше протянули "на посту". Ведь основное преимущество советских чиновников заключалось не в деньгах, а в социальном пакете: праве лечиться в привилегированных больницах и поликлиниках 4-го главного управления Минздрава СССР и приобретать лекарства за 20% стоимости, ежегодных бесплатных путевках в санатории, бесплатном проезде на городском транспорте, 50-процентной скидке на оплату коммунальных услуг. У нынешних российских чиновников подобные привилегии вызывают лишь гомерический хохот. Их "социальный пакет" несопоставимо жирнее - коррупционное право на "кормление".

5. В 1917 году большевики одним махом упразднили царские пенсии, а свои вводить не торопились. Вот что, например, официально сообщалось в журнале "Вопросы страхования" в начале 1920-х: "Если ты старик и способен еще к труду - работай. А лишишься трудоспособности - получай пенсию. Но за седины твои мы тебе ни одной копейки не дадим". Похоже, нынешние кремлевские "реформаторы" мыслят примерно так же.

6. Неофициальной датой создания советской пенсионной системы считается 5 января 1928 года, когда были учреждены пенсии для работников текстильной промышленности. С текстильщиков начали не случайно: ткацкая промышленность была исключительно важна для власти, поскольку с нее начиналась первая волна сталинской индустриализации. Именно тогда, в 1928 году, был установлен возраст выхода на пенсию - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В 1937 году пенсии получили остальные рабочие и служащие. Колхозникам же пенсии были даны лишь при Хрущеве, в 1956 году, да и то смехотворные - 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех с половиной килограммов вареной колбасы. Потом Брежнев накинул им еще 8 рублей, и только в 1987 году, при Горбачеве, пенсии колхозникам были повышены до 50 рублей. И тем не менее, всеобщая пенсионная система в СССР была построена и исправно функционировала. Более того, советские пенсионеры нередко оказывались обеспеченнее своих взрослых детей. Во времена "застоя", как правило, не дети помогали родителям, а старики "подкидывали деньжат" молодым и даже не очень молодым семьям.

7. В фольклоре народов мира есть такой сюжет: бессердечные люди кормят стариков из свиного корыта, их маленький сын начинает что-то строгать ножичком, родители спрашивают, что он делает, а малыш отвечает: "Мастерю корыто - кормить вас, когда состаритесь". 

Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что и сам действующий президент РФ, и его поколение начала 1950-х, и их родители, достигнув пенсии в 55 и 60 лет, кормились и кормятся отнюдь не из "свиного корыта". Однако следующим поколениям россиян этот деятель почему-то упорно готовит место у того самого корыта. 

В результате президент, который, по слухам, архи трепетно относится к оценке своей роли в истории, рискует остаться в памяти народной не "собирателем земель русских" (как ему представляется), а бездушным извергом, перечеркнувшим даже те весьма скромные социальные завоевания, которых страна достигла за последние 90 лет, и вернувшим Россию в 20-е годы прошлого столетия, а то и вовсе в XVII-XIX века.