О политке иррациональных жестов

20 февраля 2017, 09:00
Главной интригой американо-российских отношений в «украинском вопросе» становится беспрецедентное своеобразие политики США на этом направлении.

Официальные лица США, получившие свои должности при Трампе и благодаря ему – представитель в Совбезе ООН, пресс-секретарь Белого дома, глава Пентагона, а вчера и вице-президент Пенс, возложивший на Москву ответственность за невыполнение минских соглашений, - демонстрируют преемственность с курсом Обамы. А сам президент Трамп ничего определенного не говорит, опасаясь упреков то ли в отказе от предвыборных обещаний насчет будущей политической дружбы с Путиным, то ли от других обязательств, в которых его в Америке подозревают, то ли от того и другого. Полагает, возможно, что отказ от публичного предъявления выбора сохраняет ему свободу выбора в будущем.

У России, разумеется, выступления от имени США американских официальных лиц ничего, кроме раздражения вызвать не могут. В Москве ждали, что Америка и Запад в целом предпримут давление на Украину ради принуждения ее к выполнению минских договоренностей в их российском толковании, а получается пока с точностью до наоборот. И потому Кремль ищет способы «дать отпор», которые были бы и способами встречного давления на Запад.

До последнего времени таких способов было два – поддержание военной напряженности на Донбассе и постоянные угрозы проведения там местных выборов в обход Киева. Первый метод продолжает использоваться, но к желаемому результату не ведет, а второй (проведение выборов) никого ни разу не запугал, ибо означал бы односторонний выход из «Минска-2», и потому оказался серией замахов на удар с последующими переносами его во времени и новыми замахами с тем же исходом. А теперь Москва изыскала еще один способ давления, указом Путина официально признав паспорта и другие документы, выдаваемые властями ДНР и ЛНР. Намекая тем самым западным миротворцам, что с суверенитетом Украины готова считаться лишь в случае, если она согласится на выполнение минских соглашений по кремлевскому сценарию, а в случае противном готова считать ДНР и ЛНР государственными образованиями. Тем более, что их лидеры давно считают эти республики самостоятельными государствами и заявляют об этом во всеуслышание.

Думаю, что никого не напугают и этим. В Киеве Москву тут же обвинили в обрушении «Минска-2», а посольство США в РФ отреагировало более сдержанной обеспокоенностью шагом, «несовместимым с целями минских соглашений». Можно, конечно, уповать на то, что президент Трамп свой выбор еще не сделал. Но лучше, наверное, было бы все же подумать о том, какое продолжение может иметь инициированная указом Путина политика иррациональных жестов, если надежд на Трампа, которых остается все меньше, не останется вовсе. И может ли она вообще иметь какое-то долгосрочное продолжение, которое было бы России не во вред.