Многие убеждены - Путину и его режиму нет альтернативы, именно такая система и такой президент наиболее органичны для России .
Парадоксально, но в этом сходятся и русофобы и русофилы.
Однако все не так просто.
Действительно, путинский режим - естественное продолжение российской истории, но только одной из ее стратегических линий.
На протяжении последних веков в России сосуществуют две противоположные исторические традиции: имперско-авторитарная и демократическая .
Имперский проект, опирающийся на мощную государственную бюрократию: царскую (самодержавие), советскую (сталинизм) или путинскую (современная Россия), сталкивается с сопротивлением с одной стороны демократической интеллигенции, а с другой - стихийно анархистски настроенных социальных низов.
Эта вторая, демократическая традиция тоже имеет глубокие исторические корни в России, где интеллигенция традиционно противостоит диктатуре и бесправию, а народные массы ненавидят любую власть и начальство.
Я категорически не приемлю имперскую, авторитарно-бюрократическую традицию, связанный с ней клерикализм и урапатриотизм.
Мне отвратительна империя попов и чиновников, продажных полицейских и алчных начальников, менявшая названия, но не суть, в царское, советское и путинское время.
Тем большее уважение, симпатию и благожелательный интерес я испытываю к русскому освободительному движению, включающему разные, порой противоположные направления - от либералов до анархистов, от земцев до революционеров. К Радищеву и Новикову, декабристам и молодому Пушкину, Герцену и Бакунину, Толстому и Кропоткину, народникам и народовольцам, земскому либеральному движению, русским анархистам и эсерам начала века, антисталинской оппозиции 20-х-30-х годов, диссидентам 60-80-х, неформалам времени Перестройки, сегодняшним несогласным и белоленточникам .
Это не значит, что я сочувствую всем их идеям.
Для меня главное, что все они противостояли отвратительному монстру авторитарного государства.
Поэтому я уважаю их и они мне интересны.
Я считаю, что за продолжением этой демократической, освободительной традиции - будущее России.
Большевики вышли из освободительного демократического движения, но придя к власти, возродили худшие авторитарно-бюрократические имперские традиции.
Тем не менее, само это движение не ответственно за то, что натворили вышедшие из него ренегаты.
Сегодня освободительное движение продолжается и оно включает тот же круг идей, что и полтора века назад: антиавторитаризм, антиклерикализм, антибюрократизм, антиимпериализм, требование политических и интеллектуальных свобод, борьба за формирование демократического правового общества, основанного на самоуправлении и самоорганизации граждан.
Крах очередного витка имперской экспансии обычно заканчивается в России активизацией демократических антиавторитарных настроений в обществе.
Так было в результате поражения в Крымской, Русско-японской, неудач в Первой мировой, в Холодной войне.
Тогда в рамках освободительного движения формировался союз либеральной интеллектуальной элиты и анархически настроенных низов. Именно он дважды в истории России, в феврале 1917-го и в августе 1991-го года приводил к свержению диктатуры. Уверен, так же будет и сейчас, после неизбежного краха путинской неоимперской авантюры.
Однако такая победа будет прочной только в случае, если оппозиционной интеллигенции удастся сформулировать программу, способную обеспечить демократии поддержку социально-обделенного большинства населения.
Для этого образ будущей постпутинской России должен соответствовать не только чаяниям либеральной интеллигенции, но и простых россиян, стремящихся к социальной справедливости, ненавидящих жестокую коррумпированную полицию, продажных бюрократов и зажравшихся олигархов.
Современное освободительное движение страшно далеко от народа , потому что пока не сумело предложить ему такой образ общества.
Россия - европейская по культуре страна с богатейшей традицией освободительной борьбы.
Демократические перемены реальны, а нынешний режим слишком опасен для мира и безрассуден, чтобы продержаться долго.
Использованная литература: источник