А что, если о дезинформации не говорить?

7 июня 2017, 15:00
Возможно, если о дезинформации много говорить, то проблема все равно не исчезнет вот так запросто. Но каковы будут последствия замалчивания проблемы дезинформации?

В своем очерке «Твое молчание тебя не защитит» Софи Оксанен, известная писательница и драматург с финскими и эстонскими корнями, рассматривает этот вопрос с точки зрения собственного опыта взросления в Финляндии в годы холодной войны.

Оксанен вспоминает, насколько в целом осторожными и содержащими значительную долю самоцензуры были критические высказывания в адрес советского соседа ее родины, хотя Финляндия и не входила в блок стран, официально находившихся под влиянием Советского Союза. По словам Оксанен, это позволяло использовать «такие выражения, как «сфера влияния» и «зона привилегированных интересов» России или Советского Союза или «буферные государства»». Но противоречивая атмосфера, которую описывает Оксанен, не ограничивалась только принятием указанных геополитических терминов. Ее отличительной чертой также было молчаливое принятие дезинформации, например, о недавних исторических событиях. В качестве примера автор приводит использовавшиеся в Финляндии школьные карты мира, «на которых не было ни Эстонии, ни других стран Балтии», и «советские рассказы о том, как Советская армия «освободила» страны Балтии и как миролюбивый Советский Союз после Второй мировой войны ни разу не воевал». А еще из своих школьных времен Оксанен помнит «диаграммы, демонстрировавшие рост промышленного производства» в Советском Союзе, в то время как «про США публиковались диаграммы, показывавшие рост преступности в крупных городах». Однако Оксанен также помнит и случаи гражданского неповиновения, когда финны предпочитали правду и факты потворству и замалчиванию. «Один библиотекарь, — вспоминает она, — тайком собирал у себя дома книги, вычеркнутые из библиотечных фондов как антисоветские и предназначенные для уничтожения».

Очерк выходит за свою мемуарность и приобретает актуальность, когда Оксанен заявляет, что некоторые из аргументов, используемых в наши дни, являются отголосками аргументов времен холодной войны. Оксанен утверждает, что «активное распространение дезинформации и манипуляция общественным мнением на Западе» «сформировали дискурс, который жители стран Запад привыкли использовать, говоря о Советском Союзе или его правопреемнике – России». Она пишет, что результаты ее наблюдений показывают, «насколько долгосрочным может быть эффект от пропаганды и созданной психологической атмосферы». «Их следы остаются в языке и памяти на десятилетия», — замечает Оксанен. По ее словам, большая часть представлений о России на Западе сложилась еще во времена советской пропаганды: «Советский Союз оставил благодатную почву, на которой России не составило труда продолжить оказывать психологическое воздействие». Оксанен утверждает, что одним из способов оказания Россией психологического воздействия является «осуществление деятельности таким образом, чтобы ведомый реагировал нужным образом».

По словам Оксанен, «осуждение, которое мы слышим, когда всех, кто критикует действия России, рано или поздно называют провокаторами, фашистами или русофобами, является отголоском советской пропаганды и соответствует ее риторике». Она указывает на «вымысел о том, что Россия окружена врагами», и видит связь между замалчиванием и «постепенным принятием насилия». Иными словами, дезинформация – как в форме лжи, так и в форме замалчивания фактов – была и остается, по мнению Оксанен, одним из видов насилия. «Твое молчание тебя не защитит» – это и название, и последняя фраза ее очерка. Применительно к задаче по противодействию прокремлевской кампании по дезинформации это означает, что проблема дезинформации не исчезнет, если на нее не реагировать. Наоборот, если принять противоречащие фактам политические и моральные атласы оппонента, есть риск потерять способность видеть границу между добром и злом.