Патриарх Кирилл – еретик

13 апреля, 10:10
Всеволод Чаплин рассказал всю правду о своем недавном главном руководителе. Всю правду, без прикрас...

Думаю, стоит мне ясно обозначить свою реакцию на утверждения о том, что Патриарх Кирилл еретик. Такие слова недавно произнесли несколько священнослужителей. Убежден: для того, чтобы обвинить человека в ереси, надо ответственно разбирать его высказывания, а также систему его взглядов в целом. Пока этого никто не сделал, поэтому и обвинения вряд ли можно считать обоснованными.

Сложность еще и в том, что настоящей системы взглядов, развитой и последовательно выражаемой, у Патриарха Кирилла просто нет. За несколько десятилетий своего служения он произнес массу проповедей и сделал массу заявлений, но очень многое в них было сказано ситуативно, чтобы понравиться аудитории, а разным аудиториям нравятся разные вещи. От многого пришлось отказаться, многое пришлось пересмотреть, однако не было ясно и честно сказано, почему та или иная позиция изменилась.

С письменными текстами Его Святейшества все еще сложнее. Сам этот человек не способен написать и пяти связных страниц. Он вообще не в состоянии держать в голове нескольких страниц письменного материала, не в состоянии понять, что вносимая им поправка или новая идея может войти в противоречие с другим элементом того же текста или вообще убить его логику. Это не возрастные особенности так было всегда.

Слухи о Патриархе как об интеллектуале сильно преувеличены. Да, это человек эрудированный и обладающий острым умом. Он может вспомнить полезный для какой-либо дискуссии исторический факт, может извлечь несколько цитат из длинной памяти или из намедни прочитанного, может сказать яркую фразу или предложить внести в текст эффектную поправку. Но в этот момент перед его внутренним взором нет никакой распространенной системы воззрений, которую он бы последовательно развивал. Он просто старается держаться в рамках текущего набора политических приличий и допустимостей , а главное в рамках православных вероучительных норм и духовных интуиций. Первые рамки держатся непременно ни разу этот человек не обличил власть имущих так, чтобы те отреагировали, а без реакции какое обличение Вторые рамки, слава Богу, обычно тоже соблюдаются - хотя и не всегда, что отметили многие критики. Однако полуслучайные фразы, за эти рамки вышедшие, на продуманную и ясно сформулированную ересь определенно не тянут.

Письменные тексты митрополиту, а затем Патриарху Кириллу обычно писали люди с системным мышлением, со сформировавшимися взглядами. Так, концептуальные речи на Всемирном русском народном соборе в последние годы писал Александр Рудаков под моим руководством. Богословские тексты готовила команда митрополита Илариона. Тексты по общественно значимым вопросам моя команда. Озвучиватель мог внести свои идеи, мог предложить некоторые поправки более или менее грамотные, - но концепции, которую он мог бы пронести через десятилетия, у него не было никогда. В целом в итоге получалось неплохо. Сейчас происходит все больше спонтанных выступлений по важнейшим вопросам посмотрите на стыдливо порезанную собственной пресс-службой речь в Мосгордуме с ее тошниловками и раскрытием источников познаний о жизни в виде разговоров работающих на него сторожей и дворников. Абсолютная власть повлияла на нынешнего Патриарха крайне плохо он, похоже, возомнил себя человеком, в высшей степени компетентным во всех вопросах и имеющим в них последнее слово. И это создает грандиозную опасность для него самого, для Церкви и для окормляемых ею народов.

Возьмем, например, сферу христианской социальной мысли, в которой я работаю более четверти века. Уже в 90-е годы появилась концепция критики секулярного общественного порядка, возникшего в результате глобальной дехристианизации. Возникла и идейная основа постепенного возвращения к христианским основам права, государства и общества. Все это выразилось в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Дискуссию по проекту этого документа митрополит Кирилл реально возглавлял, умело гася явные противоречия, но в текст, слава Богу, глубоко не вмешивался. Я довольно активно развивал концепцию рехристианизации общества, государства и права применительно к разным жизненным ситуациям в первую очередь в своих радио- и телепрограммах. Бешеное давление на православные и даже светские СМИ, направленное на то, чтобы убить мои программы и лишить меня права выступать, я считаю бунтом убожества, дорвавшегося до власти и желающего быть на всех похоронах покойником . Но с этим бунтом мы справимся.

Между прочим, люди с ясной и проработанной системой взглядов в Церкви есть даже если взгляды у них не совпадают и иногда меняются, о чем они честно говорят. Это люди очень разные: митрополит Иларион, Алексей Осипов, Константин Душенов, Владимир Осипов, отец Андрей Кураев, отец Савва (Тутунов), Александр Щипков, тот же Александр Рудаков, многие другие. Решения надо принимать, выслушав их всех, а еще лучше - усадив их вместе за выработку общей позиции и отказавшись от малейших попыток эту позицию предрешить, продавить собственное видение, непонятно чем обоснованное, при помощи зычного голоса, закрытия дискуссии и переписывания документов за кулисами . Все эти методы нецерковны по сути. Потому что греховны и безнравственны.

Чтобы Патриарха не обвиняли в ереси, надо все важнейшие церковные решения и документы предварительно обсуждать всей Церковью с возможностью доступа к процессу всех желающих и с концептуальной работой людей, которым есть что сказать. И должен быть полностью исключен псевдохаризматический волюнтаризм, убивающий соборность и настоящую церковность. Он опасен и разрушителен. Он кончится большой бедой. Если он будет продолжаться, нынешнему Предстоятелю одна дорога - в Новый Иерусалим.

Сигналов уже очень много даже публичных. А непубличных еще больше. Недаром одна ключевая в Церкви фигура все время гадает, когда Святейшенька помрет, а вторая правда, уже попавшая под расчистку поляны для угодливых убожеств пишет друзьям: Бачилы очи шо выбыралы, а тепер хоч повылазить