Правда о богах. Часть шестая. Забытый фараон Исхода.

Дата Великого Исхода народа евреев из Египта, на самом деле, вычисляется достаточно легко и колеблется в промежутке между 1358 и 1333 годом до нашей эры. Мне удалось установить этот интервал благодаря трудам египтологов, литературным произведениям античности и раннего реннесанса, библейским писаниям

Дата Великого Исхода народа евреев из Египта, на самом деле, вычисляется достаточно легко и колеблется в промежутке между 1358 и 1333 годом до нашей эры. Мне удалось установить этот интервал благодаря трудам египтологов, литературным произведениям античности и раннего реннесанса, библейским писаниям, причём, указанный временной интервал объясняется лишь разными оценками египтологов касательно сроков жизни известных действующих лиц. Какие же есть основания, чтобы так смело утверждать, что Исход произошёл именно в данный период? В этой небольшой работе я отвечу на целый ряд вопросов, касающийся датировки Исхода, в том числе, почему Исход стал не только возможен, но и необходим, назову имя фараона Исхода и, наконец, поясню, почему выбор бога евреев пал именно на Моисея, как на лучшую кандидатуру для несения слова божьего.

Прокрустово ложе стереотипов.

Историки на протяжении сотен лет гадают о том, когда же именно народ еврейский покинул Египет. Даты и теории предлагаются самые разные. То отождествляют гору Хар-Каром с библейской горой Синай, то равняют народ евреев с кочевниками гиксосами, то пытаются исчислить дату Исхода от строительства храма Соломона.

Между тем, признаемся себе – рамки, в которые загнаны условия задачи, установлены так, чтобы решить задачу было невозможно. Даже суперверующий человек будет вынужден согласиться с очевидным – из священных книг вырезано несколько важных фрагментов, которые имеют прямое отношение к вопросу. Например, в святых писаниях отсутствует имя фараона Египта, при котором, собственно, исход евреев и произошёл. Это невероятно для Библии, или Торы, поскольку в святых книгах названы поимённо все основные персоналии и, даже, указаны имена многих второстепенных лиц. А вот один из самых главных персонажей – жестокий правитель Египта – назван просто фараоном. Не указано имя его предшественников, его умертвлённого сына, его супруги и родственников, военачальников и друзей. Любой человек, хоть раз в своей жизни читавший Ветхий Завет, согласится, что подобный подход для Библии необычен.

Сравнивая старопечатные версии Библии с современными, мы обнаруживаем в ряде случаев существенные различия. Пример таковых рассматривался в публикации «Твёрдая вода», как и возможные причины их появления, которые часто относятся к рвению святых отцов подправить всё то, что не вписывается в канон представлений о богах, религиях и мироздании. Вероятно потому, даже старопечатные святые тексты, доступные широкому кругу читателей, не дают нам имени жестокого фараона так неудачно поспорившего с богом евреев.

Джон Мильтон и подвиги Геракла.

К счастью, старая поговорка про шило и мешок соответствует действительности: существуют источники, до которых цепкие пальцы священников-фальсификаторов дотянуться не смогли. Одним из наиболее авторитетных и широкодоступных, безусловно, является поэма Джона Мильтона «Потерянный Рай». Текст данного произведения современными церковниками, по моему мнению, определённо должен быть предан анафеме, поскольку при внимательном прочтении вступает в неразрешимый конфликт с постулатами всех христианских церквей. Там с первых строк выкладывается, например, что бог не создавал мир, а всего лишь участвовал в его ремонте(!), что бог был вовсе не один, что во многих делах ему помогали другие боги и герои (и кое-кто назван поимённо). В том числе, в тексте поэмы указано имя неудачливого фараона – Бузирис.

Вроде бы, вот он и ответ! Остаётся только прошерстить имена фараонов, которые (подяка египтологам), казалось бы, хорошо известны. И вот тут-то мы вновь оказываемся перед закрытой дверью: указанное имя в списке известных науке фараонов отсутствует.

Здесь необходимо сделать маленькое отступление и объяснить, почему есть веские основания доверять словам Джона Мильтона, особенно в вопросах, касающихся библейских историй. Дело в убеждённом пуританстве поэта, а пуритане, как известно, считают Библию единственным законом божьим и вольного толкования, а, тем более, добавлений, поправок и исправлений в Священных книгах просто не приемлют. Всё должно быть строго по тексту. Джон Мильтон, написав поэму «Потерянный Рай», лишь укрепил свою репутацию и заслужил всеобщее уважение современников. Если бы в своём произведении прославленный поэт написал что-то такое, что расходилось бы с Библией, принятой в его время в образованных и аристократических кругах, это бы обязательно заметили. Особенно, учитывая то, что поэт принимал активное участие в политической жизни и был фигурой видной и известной. Но репутация Джона Мильтона не пострадала, что наводит на размышления о существенных различиях библейских текстов мильтоновских времён с современными.

С другой стороны, то, что имя Бузирис (Бусирис, или Bw-Wsr (место Осириса)) отсутствует в списке фараонов, известных на сегодняшний день, вовсе не означает того, что такой фараон не существовал. Фараоны носили далеко не одно имя. «Хорово имя», «Небти имя», «Золотое имя», «Тронное имя», «Личное имя», причём, все указанные очень часто в нескольких различных вариантах, как по написанию, так и по смыслу, многочисленные иносказательные (как хвалебные, так и хулительные) упоминания, не говоря уж о бытовых кличках, которые в те времена давали правителям ничуть не реже, чем сейчас и многочисленные иноземные трактовки имён фараона. Не секрет ведь, что египтологам пришлось проделать огромную работу, чтобы привести всё это много-безобразие хотя бы в какое-то подобие системы, далеко не идеальной, кстати.

Предположив, что фараон Бузирис имел место быть, нам следует ответить на два вопроса: когда он жил, что позволит достаточно точно вычислить предполагаемую дату Исхода, и чем он так не приглянулся церкви, что его поспешили вычистить из всей доступной для простых людей религиозной литературы. И, как ни странно, ответы на оба этих вопроса есть, причём убедительные.

Церковным мужам незадачливый фараон был опасен не столько своей жизнью, сколько смертью. Как известно, смерть свою, довольно глупую, он принял от руки… Геракла. Того самого Геракла. Направляясь на очередное папино задание, Зевесов бастард с сотоварищи проходил по землям Египта. Жестокий фараон Египта по имени Бузирис (Бусирис) поступал с чужестранцами довольно своеобразно. Каждого бедолагу, который случайно забредал в Египет фараон приносил в жертву богам. Это должно было умилостивить богов и прервать длительную засуху в Египте. Понятия не имея, кто такой Геракл, Бузирис решил принести его в жертву Зевсу, за что и был убит лично Гераклом на том самом Зевесовом алтаре. Довольно глупая смерть, но вполне в стиле Бузириса, который никогда не отличался сдержанностью и предусмотрительностью.

Вот так и получается, что если назвать имя незадачливого фараона, то придётся назвать и Геракла, а если реален Геракл, то реален и Зевс, и все боги Олимпа, да и не только они. А вот это уже совсем никак не вяжется с утверждениями монотеистов о том, что их бог один единственный, самый правильный и именно такой, как им удобно. Это портит всю стройную картину монотеистических религий. Посему, полагаю, чтоб лишний раз не мудрить, имя Бузириса было вычеркнуто из всех святых книг, вместе с прочими сомнительными именами, которые могли навести на размышления.

Установить примерное время, когда жил Бузирис, довольно легко. Известно, что близкий друг и напарник Геракла в его опасных странствиях Филоктет, принимал участие в Троянской войне, а бастард Геракла Тлеполем был на этой самой войне убит Сарпедоном. Благодаря исследованиям Генриха Шлимана на сегодняшний день известно, что интересующее нас разрушение Трои произошло в период между 1300-1200 годами до нашей эры. Учитывая, что на момент рандеву с Бусирисом Гераклу было примерно от тридцати двух до тридцати шести лет, а также то, что Троянская война началась вскоре после смерти Геракла, мы получаем дату убийства фараона между 1346 и 1232 годами до нашей эры. И попадание в указанный промежуток времени, по сути, полностью решает нашу задачу, ибо все три составляющие нашего пазла – труды египтологов, литературные произведения и библейские писания – с щелчком соединяются в единую и полностью логичную картину.

Имя фараона.

Представьте себе абсолютно запредельную нелогичность ситуации. В Египте есть боги, обладающие реальной силой: известно, что они оказывали мощную поддержку фараонам, которые правили значительно позднее, чем происходили события Исхода, что отражено в поэме Пентаура (я затронул её в Медные змеи 1). И вот, при наличии столь могущественных союзников, в Египет является посланец какого-то там Яхве, который, конечно, изрядно крут, да только правит в ином регионе. И посланец Яхве, то есть Моисей, творит в чужом огороде такое, что у любого рачительного хозяина и делового партнёра вызвало бы сначала оторопь, а потом откровенную ярость. Такие события, как десять казней определённо не остались бы без внимания.

А что же боги Египта, столь часто помогавшие фараонам как до, так и после того? А они молчат. Жрецы Бусириса пытаются как-то противостоять Моисею, но выходит у них плохо, ситуация ухудшается, а боги молчат. Что же нейтрализовало высоких покровителей египтян и не дало им вмешаться? А может ли быть так, что боги Египта сами были заинтересованы в успехе Исхода и просто не вмешивались, даже тогда, когда Яхве организовал массовое убийство египтян, включая первенца фараона? Почему же боги Египта возжелали зла для египтян?

Дело в том, что в указанный период времени в Египте действительно воцарился новый царь, который не только не знал Иосифа, как говорит Библия, но ещё и не хотел знать много кого другого. Этот период времени назван египтологами «амарнским», а царь-незнайка – это Аменхотеп 4-й, так называемый Эхнатон. Придя к власти в результате непредвиденных обстоятельств, что нарушило установленный порядок «Утробного права», зацикленный на своей персоне выскочка быстро начал наводить свои порядки, да такие, что захватывает дух. В первые же годы правления Аменхотеп возвышает культ Атона. Затем, очевидно, прощупав ситуацию, строит новую столицу Ахетатон, переименовывает себя в Эхнатона (угодный Атону), чем выказывает презрение старым богам, и начинает преследование сторонников традиционной религии. Преследуется жречество и старая знать, разграбляются храмы, подвергаются репрессиям все, кто вызывает подозрения в неблагонадёжности. Новый фараон отождествляет себя, ни много – ни мало, с единственным представителем Солнца на земле, и заявляет о себе уже не просто как о царе и потомке богов, а, практически, как о боге, снизошедшем поцарствовать на грешную землю. О единственном боге, которого теперь знают в Египте, и другим тут места больше нет.

А между тем, дела страны обстоят довольно плохо. Портятся отношения с союзными державами, вассальные государства откалываются от Египта и действуют, зачастую, против интересов сеньора. Во внутренних делах царит бардак, упадок и самоуправство чиновников. Но самонадеянного царя не интересует ничто, кроме возвеличивания собственной персоны. Ряд египтологов обоснованно считают, что Эхнатон предпринял самоубийственную попытку построения культа личности. И всё сказанное целиком совпадает с написанным в Библии.

Фараон, представленный в Ветхом завете, показан, как склочный, мелочный, равнодушный к страданиям и нуждам людей, недоговороспособный, самовлюблённый, жестокий и самонадеянный тип, к тому же ещё и плохо разбирающийся в политике. Иначе как объяснить, что царь позволял плести вокруг себя вредоносные интриги, провоцировавшие новые столкновения с Яхве, а, следовательно, ещё большие разрушения?

Нарушив все договорённости с народом евреев, библейский фараон принялся изнурять их тяжёлыми работами. Особенно, как это указано в Библии, данные работы были связаны со строительством. И это вполне сходится с тем, что фараоны восемнадцатой династии строили очень масштабно, а Эхнатон ещё и затеял полное переустройство египетского царства. Чего стоила только постройка Ахетатона в пустыне с нуля! Все ресурсы государства были направлены на удовлетворение личных желаний и амбиций одного зарвавшегося субъекта, возомнившего себя ровней богам, в то время, как действительно важные дела финансировались по остаточному принципу и приходили в упадок.

Не удивительно, что боги быстро оставили сумасшедшего царька без поддержки. Оскорблённые покровители Египта не препятствовали Яхве и даже предприняли некоторые интриги, повлёкшие смерть самонадеянного фараона. Ведь, если разобраться, тут уж да простят меня евреи, уводя из Египта народ, Яхве играл не в интересах народа евреев, но в пользу оскорблённых египетских богов и для своей выгоды. Уводя евреев, Яхве приобретал огромную армию вторжения, впоследствии опустошившую Ханаан, а Эхнатона лишал дармовой рабочей силы, что сразу же сказалось на реализации амбициозных проектов. Египтологами с некоторой степенью достоверности установлено, что строительство Ахетатона прервалось на четвёртом году работ. Равно как и то, что социальная, экономическая и демографическая обстановка в Египте в тот момент испытала ощутимую депрессию.

В общую канву ложится и тот факт, что в период замедления, а затем и полной остановки строительства новой столицы, примерно на девятом, или десятом году правления Эхнатона, резко ужесточились репрессии против жречества и сторонников старой веры. Эхнатон в бессильной ярости мстил за пережитое унижение и потери, но лишь усугублял ситуацию.

Исходя из мифа о Бусирисе, нам известно, что к моменту прихода Геракла, Египет успел испытать девятилетнюю засуху и неурожай. Собственно, чтобы данное бедствие прекратилось, фараон и начал убивать чужеземцев по совету прорицателя Трасия. Учитывая, что урожайность в Египте определялась ирригационными сооружениями, которые находились в ведении фараона, а так же то, что фараон вместо важных и насущных дел погряз в маниловщине, логично допустить, что сооружения пришли в упадок, что и вызвало засуху, неурожай и голод. В результате десяти казней египетских ирригационные сооружения вполне могли быть серьёзно повреждены, но чинить их было некому. Специалисты, имевшие опыт работы с такими конструкциями могли быть подвергнуты репрессиям за старую веру, сбежали подальше от сумасшедшего фараона, или принадлежали к роду Израилеву и мигрировали с ордой Яхве.

Реальная история совпадает с мифом ещё и в том, что, согласно мнению египтологов, в последние два, или три года жизни, Эхнатон попытался исправить положение. Он начал отходить от культа Атона, вновь обратясь к старым богам. И это так же совпадает с мифом, согласно которому Бусирис спрашивает как преодолеть засуху не у солнечного диска, а у прорицателя, который берёт совет у традиционных богов.

Следующим существенным совпадением мифа о Бусирисе с Библией является то, что Яхве, уведя евреев из Египта, запретил им туда возвращаться. Странствия по пустыне были тяжким испытанием, и многие желали сбежать от божеской «благодати» обратно. Но в Египте их не ждало ничего хорошего. Особенно после того, как прорицатель Трасий передал Бусирису совет богов, как победить засуху. Нужно было убивать чужестранцев на Зевсовом алтаре. В том числе, полагаю, и евреев, вздумавших вернуться в Египет. Так Яхве помог богам Египта, а они честно отплатили Яхве, организовав жестокую расправу с непокорными беглецами.

А, заодно, подстроили смертельную ловушку для Бусириса, ибо не забыли предательства и не простили его. Развязка истории наступила, когда в Египет прибыл чужестранец Геракл и тут месть богов свершилась руками земного героя. Ведь не случайно Геракла послали за яблоками Гесперид, да ещё и тем маршрутом, которым он пошёл. Циничный расчёт, именуемый божественной волей, оправдал себя на все сто.

В различных источниках существуют разные датировки времени жизни Эхнатона. Учитывая, что Исход, вероятнее всего, состоялся примерно на восьмом, или девятом году правления фараона, беря в расчёт все предполагаемые датировки его правления, мы получаем период времени Исхода между 1358 и 1333 годом до нашей эры. Столь большие допуски по датам (25 лет), на мой взгляд, совершенно не удовлетворительны, но объясняются разными оценками времени жизни и смерти Эхнатона уважаемыми учёными египтологами. Естественно, указный период будет уточняться с каждым проведённым исследованием и наступит день, когда мы точно сможем указать год Исхода, уже без каких-либо погрешностей.

Возможные возражения.

Пытливый читатель наверняка заметит, что есть некоторые авторитетные мнения, которые могли бы поставить под сомнение мою гипотезу.

Так, некоторые исследователи полагают, что у Эхнатона, как это ни странно, не было сыновей. По их мнению, фараон-отступник имел лишь дочерей, что доказывают немногочисленные изображения семейных сцен и ритуальных действ с участием фараона и его семьи.

Как же можно тогда отождествлять Бузириса, имевшего, как минимум, двух сыновей (убитый ангелами первенец и убитый Гераклом Амфидамант) с Эхнатоном? На самом деле утверждать, что у Эхнатона не было сыновей несколько опрометчиво. Во-первых, изображения Эхнатона, источники сведений о нём, дошедшие до наших времён, отрывочны и грешат тотальной неполнотой. До 1893 года люди вообще не имели понятия, что был в истории некий амарнский период и существовал целый букет фараонов-атонистов, отступившихся от традиционной религии. Причиной этого незнания был тотальный культурный геноцид, учинённый фараоном Хоремхебом, пришедшим на смену букету атонистов. Хоремхеб, по мнению египтологов, подошёл к делу с военной основательностью: Ахетатон был заброшен, разграблен и разрушен, по всему Египту уничтожались статуи, фрески и письменные источники, стирались картуши, сбивались барельефы. Нам ведь известно, что даже знаменитый бюст Нефертити был обнаружен лишь благодаря случаю в заброшенной мастерской царского скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне. Фактически, только кропотливый труд египтологов позволил выявить существование «стёртых» фараонов и установить некоторые обстоятельства их жизни, очень неполные. До сих пор учёные не могут со стопроцентной гарантией заявить, что Нефернефруатон, правившая совместно с Эхнатоном – это Нефертити. Ровно так же нет стопроцентной уверенности кем Эхнатону приходились Сменхкара и Тутанхатон (Тутанхамон) – родными сыновьями, или просто родственниками. И совершенно непонятно, сколько у Эхнатона было жён, что, естественно, ещё больше усложняет вопрос количества детей. В этих условиях было бы крайне опрометчиво заявлять, что состав семьи Эхнатона известен достоверно.

Касательно изображённых на фресках ритуалов замечу, что очень часто в древнем мире жреческие обязанности возлагались на прекрасную половину человечества. То, что в ритуальном восхвалении Атона царь представлен со своей супругой и дочерьми говорит лишь о том, что в солнцепоклонничестве жреческие обязанности могли возлагаться на женщин. Царь присутствовал на ритуале потому, что он сам являлся богом. Младшим богом и первым пророком Солнца. Вовсе не факт, что другим представителям мужского пола было дозволено переступать порог святилища. Конечно, с моим утверждением можно спорить, но бесспорным является то, что реформы Эхнатона перевернули египетское общество вверх тормашками, что статус женщины в Египте был довольно высок и что последовавший за атонизмом геноцид Хоремхеба оставил нам крайне мало сведений о Египте в амарнском периоде.

Правда в том, что мы не можем со стопроцентной уверенностью заявить, что у Эхнатона не было сыновей. Касательно сыновей есть ещё один момент, который почему-то совершенно не учитывается исследователями. Согласно мифа о Бузирисе, Геракл убил его вместе с наследным принцем Египта – сыном фараона. В описываемые времена в странах средиземноморья была принята практика наследования по Утробному праву. Иначе говоря, сын фараона мог стать фараоном только в том случае, если бы сочетался браком с женщиной царских кровей, принцессой из семьи фараонов. Потому далеко не всегда сыновья царствующих фараонов становились фараонами, а также, имели место случаи, когда цари Египта юридически были женаты на своих сёстрах, или матерях. Кроме убитого первенца – сына, который мог быть и не от Нефертити, а от какой-нибудь другой, младшей жены, Бузирис-Эхнатон мог и не иметь родных сыновей. Но мог быть близкий родственник, женатый на дочери Эхнатона и предполагающийся в наследники. Как нам известно, Семенхкара вполне подходит под данный критерий: он состоял в законном браке с Меритатон – старшей дочерью Эхнатона. Приближаясь к окончанию своего владычества, фараон делал своего предполагаемого преемника соправителем. Так, например, поступил Тутмос 3-й с Аменхотепом 2-м: в последние два года правления Тутмоса, Аменхотеп выступал его полноправным соправителем и принимал участие во всех государственных делах.

К тому времени, когда Гомер слагал свои поэмы и Апполодор систематизировал сказания и мифы в свой объёмный труд, данная практика отошла уже на дальний план, потому соправитель фараона вполне мог быть принят за его родного сына. В то же время исследования египтологов подтверждают, что в последние годы правления Эхнатона у него было целых два соправителя – Нефернефруатон (Нефертити) и Семенхкара. Причём, что важно, правление Эхнатона, Семенхкара и Нефернефруатон закончилось как-то разом, одновременно. На смену триумвирату пришёл молодой Тутанхамон, с его советниками – Хоремхебом и Эйе. Одновременно с приходом Тутанхамона начался отход от атонизма к старой вере, окончательно совершившийся в правление Хоремхеба.

Что же такого могло случиться, что сразу три фараона-атониста разом сошли с политической сцены? Нефертити, предположительно, прожила ещё несколько лет, пользовалась должным почётом, но уже не имела царского титула, была захоронена в боковой камере усыпальницы Тутанхамона. А вот с двумя другими членами правящей троицы всё сложнее. Мумии Эхнатона и Семенхкара так до сих пор и не найдены, потому причину их смерти на текущий момент времени, достоверно установить не представляется возможным. Есть некоторые основания предположить, что их мумии так и не найдут. Нефертити – ещё возможно, но вот Сменхкара и Эхнатона – скорее нет. Во время своего правления самовлюблённый Эхнатон учинял жестокие репрессии против последователей традиционной веры. И после десятилетнего правления Тутанхамона и краткого властвования Эйе, к власти пришёл Хоремхеб – рьяный приверженец традиционной религии, и вот тогда для атонистов наступила расплата: Хоремхеб учинил тотальный культурный геноцид, призванный стереть все следы атонизма и фараонов-отступников, искоренить солнцепоклонничество и наказать виновных в оскорблении богов. Очень возможно, что мумия Эхнатона (если её вообще успели сделать) была сожжена, что являлось для египтян страшным проклятием, равноценным полному уничтожению: считалось, что душа сгорала вместе с телом, полностью исчезая из существования. Такому наказанию подвергали крайне редко и за очень серьёзные преступления, а именно такими и были деяния Эхнатона, посмевшего оскорбить древних богов. Ровно по тем же причинам, полагаю, будет трудно обнаружить мумию Семенхкара, поскольку её так же могли сжечь во времена Хоремхеба.

Самое серьёзное возражение.

Таковым, конечно же, является возраст Моисея. Из святых писаний нам известно, что пророк господа был во младенчестве найден женой жестокого фараона и воспитывался вместе с детьми владыки Египта. Совершив убийство египтянина, Моисей бежал в отдалённые земли, где нашёл дом, семью и жену, имел хозяйство и детей. И только в возрасте восьмидесяти лет он был призван господом для служения и пошёл в Египет вывести народ из неволи. Египтяне, судя по всему, отнеслись к Моисею с должным уважением, поскольку он был принят у фараона, его выслушали и узрели знамения бога. И тут можно легко ошибиться, подумав, что царь, правивший Египтом при Исходе, может оказаться одним из тех принцев, с которыми воспитывался Моисей. Одновременно с этим труды египтологов свидетельствуют, что Эхнатон прожил лишь около сорока лет. Как же он мог быть фараоном Исхода?

На самом деле Библия вовсе не утверждает, что фараон исхода является сыном жестокого царя, начавшего преследование евреев, или он сам является этим царём. Это просто замалчивается, что свидетельствует, вероятно, о ещё одной корректировочке рьяных святых отцов. На самом деле возраст Моисея совершенно не опровергает мою теорию, но дополнительно подкрепляет её. Поскольку целиком совпадает с изысканиями и трудами египтологов по восемнадцатой династии царей Египта.

История восемнадцатой династии настолько многогранна, поучительна и трагична, что по ней следовало бы писать учебники, снимать документальные и художественные фильмы и подробно разбирать в институциях, связанных с государственным управлением. Яхмос 1-й считается основателем восемнадцатой династии и, по мнению египтологов, при нём гиксосы окончательно были вытеснены из Египта, что было значительным достижением, поскольку под оккупацией кочевников страна находилась достаточно долгое время.

Наследники Яхмоса не отставали от своего славного предка в трудах и свершениях, последовательно и целеустремлённо работая на расширение и укрепление государства, подавление всякого сопротивления, непокорности и мятежей. Настоящий расцвет и благоденствие для Египта наступили в царствование Тутмоса 3-го, обладавшего поистине великими талантами, как полководца, так и администратора, а нам известно насколько редко такие качества сочетаются. Именно при Тутмосе Египет стал настоящей империей. При этом Тутмос признаётся весьма гуманным и просвещённым правителем для своего времени, разумеется. Он щедро одаривал своих союзников, и был щедро одарён ими в ответ, он не стеснялся пользоваться советами мудрых людей, принадлежащих к другим народам, но всегда имел своё мнение и находил наилучший вариант в решении любых вопросов. Он был внимателен к подданным и милостив к пленным. Тутмос развивал науки, искусства и занимался большими строительными проектами, умудряясь, при этом, вести разумную социально-экономическую политику. Египтологи в один голос называют Тутмоса Наполеоном Древнего Египта.

Нынче нам известно красноречивое название одного из трудов В. Ленина «Головокружение от успехов». Именно это и случилось с египтянами. В великих достижениях Тутмоса 3-го лежат глубокие корни амарнского периода и необоснованного самообожествления царей Египта. На смену гуманному и разумному Тутмосу пришёл его сын Аменхотеп 2-й. Молодой фараон имел большие амбиции и не желал оставаться в тени отца, но при этом он не имел той мудрости и гуманности, что была свойственна его родителю. Аменхотеп, по многочисленным свидетельствам, был амбициозен, физически силён и жесток, любил пытать пленных и калечить их. А ещё Аменхотеп, в отличии от отца, не любил иноземцев, и необоснованно превозносил себя, Египет и египтян. Если судить по возрасту Моисея, то он родился во время правления именно этого фараона. Аменхотеп 2-й вполне мог начать репрессии против евреев, ибо это было вполне в его духе и в ту эпоху он не раз совершал карательные походы по пределам Египта.

Кстати, становится довольно легко объяснить, каким же образом Моисей, не смотря на гонения против евреев и приказ убивать их детей, смог прижиться при царском дворе и воспитывался с детьми фараона. Дело в том, что именно при царском дворе было очень просто потеряться: у Аменхотепа 2-го было 323 (!) жены и ещё 270 певиц и танцовщиц для увеселения венценосца. Тиаа, конечно, считалась главной царицей, но Аменхотеп брал от жизни всё. В полном смысле этого слова. Поэтому детей при дворе было видимо-невидимо и самых разных, и все они в той, или иной степени, были царских кровей, то есть недоступны для шпионов и соглядатаев, выискивавших еврейских младенцев. Разнообразных принцев и принцесс было столько, что, как утверждают отдельные учёные египтологи, при дворе далеко не сразу смогли определиться с наследником престола и Тутмос 4-й принял власть скорее в силу стечения обстоятельств, нежели своего происхождения.

Так, или иначе, но империя неуклонно росла и процветала. Границы завоёванного Тутмосом 3-м были настолько широки для тех лет, что ни один последующий правитель Египта не расширил их дальше. Но шло внутренне обустройство, экономический и культурный рост, а искусная дипломатия приносила свои плоды. Богатства текли в Египет рекой и через какое-то время стало казаться, что это нормальный порядок вещей, так и должно быть. Египет навечно стал самой богатой и могущественной страной, египтяне стали богоизбранным народом, а фараоны оказались вершителями непререкаемой воли богов. Так казалось.

И разве мог кто-то усомниться в счастливой судьбе Египта? Достаточно увидеть памятники культуры, созданные при Аменхотепе 3-м, чтобы понять, каких вершин может достичь даже слишком большая страна, если ей грамотно и разумно управлять. Особенно, если ей управляют богоподобные фараоны. Всё это и подвело египтян. Этот непрекращающийся рог изобилия, постоянный успех на всех фронтах, ощущение абсолютной гегемонии постепенно привели к тому, что фараонов начали почитать наравне с богами. Это окончательно вошло в моду ещё при Аменхотепе 3-м, а потому Эхнатон не сделал своими «реформами» ничего особенного: в борьбе за власть он просто совершил следующий, абсолютно логичный шаг, доведя ситуацию с «свидетельством богоизбранности» до абсурдного абсолюта, когда стало возможно заявить, что все боги есть выдумка, а истинный бог египетского народа – это Солнце-Атон. И единственный на всей земле его пророк и, по совместительству, тоже бог – это фараон Египта. Всё логично: Атон – бог на небе, а Эхнатон – бог на земле и исполнитель воли Атона. А кто проверит, какая она, эта воля, если познать её смог только Эхнатон? Очень удобно, ведь сразу уничтожаются все ограничения. Ни тебе надоедливых жрецов с их вечной жаждой богатых приношений. А какой от них толк? Сосут золото, влезают в управление государством, жаждут влиять на всё вокруг, а что они делают такого, что не может делать кто-то другой? Петь песни красивым голосом и сжигать приношения на блюде может любой болван, он хоть не полезет указывать царю, как ему жить и как действовать. Ни тебе стрёмных оракулов, которые вещают с заумным видом какую-то ерунду: не разберёшь что говорят и что с их говорильней потом делать. Ни тебе влиятельных конкурентов и соперничающих кланов, с которыми ранее приходилось считаться. Теперь никто не сможет спорить с волей бога на земле, а если что, то меч палача всегда наточен.

Пожалуй, если бы боги Египта решили ещё немного подождать и посмотреть, что получится из этого бедлама, дело закончилось бы не менее трагично: мы все знаем, чем кончает страна, поражённая заразой богоизбранности и культом личности вождя. Но боги ждать не стали и разыграли свой гамбит. У Яхве были большие проблемы в его землях и он получил разрешение явиться в Египет, проучить зарвавшегося фараона и собрать собственную армию карателей, призванную жестоко вырезать всех жителей земли обетованной и заселить её вновь. И тогда в Египет прибыл Моисей. Вот когда осознал Эхнатон, что жрецы нужны вовсе не для того, чтобы петь песни и жечь благовония, а их посохи из драгоценного металла – вовсе не бестолковая игрушка. Вот когда стало понятно, что оракулы могут сказать то, что боги не захотят говорить напрямую, а политические конкуренты и многочисленные советники нужны, чтобы своевременно дать дельный совет и сплотиться для защиты государства. Только осознание всех этих истин пришло слишком поздно и слишком дорогой ценой.

Разве не наблюдаем мы сегодня нечто похожее в странах не столь отдалённых? Разве есть сомнения, что боги действительно избрали Россию и россиян? Избрали, чтобы выдрать показательно и от души, в назидание окружающим. Пожалуй, если бы илитки Московии были бы знакомы с правдивой и горькой историей фараонов восемнадцатой династии, они, быть может, тысячу раз подумали, прежде чем стали бы делать то, что делали. И если бы элиты Украины знали эту историю, может судьба истинной Руси не была бы столь трагичной последние несколько сотен лет. Но это отдельная история, которая говорит лишь о том, что знание не бывает лишним.

Раз уж я затронул в своей работе Моисея, осталось ответить лишь на один вопрос, касающийся его. Почему Яхве избрал именно этого человека? А дело в том, что для египтян, не знавших тайны рождения Моисея, он считался одним из сыновей Аменхотепа 2-го, принцем царских кровей, а потому пользовался определёнными привилегиями, неприкосновенностью и мог говорить перед фараоном. Никто не стал бы пускать во дворец царя каких-то стрёмных пастухов из дремучего далёка, тем более позволять им говорить перед живым богом – фараоном. Такое можно было лишь египтянину знатного рода. В то же время, Моисей был евреем и для еврейской общины мог выступать легитимным лидером. Яхве для своих целей выбрал пророка с высоким общественным статусом, что способствовало успеху его предприятия. Циничный политический расчёт, именуемый божественной волей, не подвёл, как обычно.

Заключение

Искажая историю и священные тексты цари и священнослужители преследуют одинаковые цели – сокрытие злодеяний, возвеличивание себя, превознесение своей религии, мировоззрения, образа жизни, унижение оппонентов, а то и предание их полному забвению. Библия не является исключением из правил. Сильные мира сего достигли определённых договорённостей касающихся содержания священных текстов и данные решения были претворены в жизнь практически повсеместно. Касательно Великого Исхода этот клубок было бы невозможно распутать, не оставь нам Джон Мильтон маленькой, но очень важной подсказки.

В случае с Священным писанием практика постоянной лжи сыграла злую шутку с своими адептами: начиная с девятнадцатого столетия стало очень модно не верить вообще ни в каких богов и отрицать всякое креационистское начало в мире, высмеивать сказки и верования, всюду изыскивая шарлатанство. Авторитет церквей серьёзно пошатнулся и вряд ли уже достигнет прежних высот. Но почему, в таком случае, церкви продолжают упорствовать и скрывать от людей истину, не взирая на потерю авторитета и оскудение паствы? Вероятно потому, что правда ещё взрывоопаснее, чем "мелкие неудобства", которые доставляет попам ежедневно непрекращающийся прогресс человечества. Но это тема для отдельных публикаций.

Ссылки по теме:

Совершеннолетие в Древней Греции.

Бусирис и его сын Амфидамант умертвлены Гераклом, расшифровка имени Бусириса.

Троя

Бусирис

Мильтон Джон

Пуритане

Филоктет – Вики

Список фараонов Египта – Вики

Эхнатон – Вики