Согласно 22 правилу шестого Вселенского собора (680 год): “В епископы, в любую степень клира (как регент, певец, читатель, пономарь) тех, которые поставлены за деньги, а не за экзаменом и избранием за образ жизни, повелеваем изгонять, также и тех, кем поставлены”
И 5 правилу седьмого Вселенского собора: “Грех смертельный есть, когда некоторые, что грешат, находятся неисправленными. Хуже того, когда упрямо восстают на благочестие и истину, предпочитая маммоне перед послушанием Богу и держась Его постановления и правил. В таковых нет Господа Бога, если не смирится и не витверезвляться от своего грехопадения”.
Всех кто получил сан, был посредником или сам получил деньги за рукоположение следует лишать сана и изгонять из лона церкви.
На Западе с этим недугом боролись достаточно активно, и вы немало найдете свидетельств тому. А что же было у нас?
В 1274 году, получивший от царя Орды Менгу-Тимура ярлык, митрополит Кирилл, инициатор переноса Киевской кафедры Руськой церкви, решил собрать во Владимире собор.
На Владимирском соборе была принята в качестве закона Кормчая книга, и определено ограничена симония!
Заметьте!
Не осуждена, не отменена, не приостановлена, а ограничена!
По инициативе Кирилла, теперь за поставление в сан, устанавливалась фиксированная плата за рукоположение: 7 гривен за поповство и дьяконство.
Поднимался данный вопрос и на Переславском соборе 1311 года.
В частности, причиной собора называют письмо, которое написал епископ Андрей патриарху Афанасию, и в котором поднимал вопрос законности пошлины на сан в Руськой митрополии, которые Андрей и его единомышленники считали продажей хиротоний за деньги или симонией.
Митрополит киевский Петр посчитал тогда, что умеренная плата за поставление ничему не противоречит. И другие, прошедшие через эту процедуру к сану епископы, не стали с ним спорить.
Дабы подтвердить справедливость решения собора в Константинополь отправили гонца к патриарху Нифонту, который запретил симонию и ответил князю Михаилу в документе известном как “Послание Нифонта патриарха Константина града, к великому князю Михаилу всея Руси”:
“Еще же паче горше митрополит творит - мзды емлет от ставления, яко и корчемит есть, продает благодать Святаго Духа”.
Вот только ни митрополит Петр, ни князь Михаил, никак на слова константинопольского патриарха не отреагировали.
Митрополиты да князья покупали как и раньше на Орде ярлыки и мзду за должности брали.
Ненадолго симонию отменят на поместном соборе 1503 года, уже на Стоглавом соборе 1551 года все вернут, и более никогда ни слова об ее отменах вы не найдете.
Примечательно, что вместе с узаканиваниванием симонии в Пскове, а в последствии Новгороде была такое движение, известное как “Стригольники” или на современный манер “Парикмахеры”.
Стригольники выступали против “поставления пастырей на мзде”, а потому как данная доктрина противоречила официальной, были признаны сектой и в 1429 году митрополит Фотий приказал с ними расправиться.
Вот, что писали о данном событии позже:
“Ересь удалось уничтожить лишь тогда, когда посадники, по совету благочестивых князей и святителей и иных именитых христиан, велели схватить стригольников и не оставили ни одного, но всех заточили в темницу, до самой смерти их. Таким образом удалось искоренить и уничтожить эту соблазнительную ересь”.