Маленькая альтернативная история

8 июля 2015, 11:48
Если бы я писала романы в жанре альтернативной истории, то в прошлом Российской Империи убрала бы царствование Александра Третьего

Если бы я писала романы в жанре альтернативной истории, то в прошлом Российской Империи убрала бы царствование Александра Третьего.

Не стану спорить с теми, кто видит корень зла в Николае Первом, Павле, Петре, Иоанне Грозном и далее вглубь веков - у меня свои резоны.

По моим представлениям, убитый свободолюбивыми народниками Александр Второй был последним шансом России - и он его оправдал. Насколько мог.

Хотя Великие реформы так и не были завершены, крестьянская земельная реформа, можно сказать, провалилась, но самый потрясающий эксперимент удался на славу и, несмотря на последовавшие позже урезания, дал великие плоды. Это я о земствах.

Уж сколько на эту тему написано диссертаций, а популяризации должной она не получила.

Только заговорю о земствах в компании, как-нибудь в застольной беседе, чувствую - пустой звук это для всех. Слушают, головами качают: Ах-ах!..

Там только про историю переписей населения и развития статистики - настоящая патриотическая симфония.

Не было, господа, в мире статистики как науки до русских земств , представьте себе!

И методов сбора, и - главное - методов обработки информации не существовало.

А потом ещё почти сто лет все статистики во всех странах пользовались базой данных всероссийской переписи 1897 года.

Почему?

Ну, во-первых, потому, что она вся, полностью, до последней цифры и запятой, была опубликована. И ещё потому, что выявлять корреляцию признаков и факторов на выборке в 125 с половиной миллионов опрошенных - это вам не пустячок какой.

А началось всё с того, что земства получили право собирать местные налоги, на которые и развивать свою деятельность.

Что, скажете - чего тут хитрого? Сдирай себе - да и всё?

А вот, поди ж ты, люди задумались: сколько можно собирать, как, и с кого - чтобы с пользой, а не ради удушения . А для этого понадобится учёт всей собственности в сопоставимых ценах. А для этого понадобились специалисты, которых не было, а были в наличии, но в малом числе, статистики немецкой школы - описательной и английской - арифметической.

В России они, из практической нужды, обе школы скрестили и создали то, что потом товарищи большевики на родной почве окончательно угробили и даже поляну зачистили - чтоб неповадно.

К счастью, не всех ученых, воспитанных русской школой статистики за 40 лет, уничтожили физически. Только большую часть.

Некоторые успели сбежать в те страны, где всё нормально развивалось и после 17-го года.

По сословной квоте в уездные земские органы гласными избирались и крестьяне. Да, мало - от сельских общин представительство было мизерным. Однако же, представьте себе мужика лапотного, заседающего наравне с дворянами - это натуральный начинался переворот сознания, иначе не скажешь.

И если вы думаете, что они там все 40 лет сидели молча, уткнув носы в бороды, то ошибаетесь - с годами они всё больше смелели, поскольку вопросы в земствах решались для них насущные. Строительство дорог, например.

К тому же, они учились, заметив явную пользу образования для себя и мира .

Про земских врачей и школы все слышали. Чистая же самодеятельность, между прочим. Не государство ведь открывало школы и оплачивало труд врачей - всё из земских бюджетов и по земским же решением на местах. При этом, первые земские врачи начинали с того, что по избам ходили, раздавали мыло и учили кипятить воду. А крестьяне на них смотрели, как на чудаков. А через 20 лет уже не было в империи ни одного села без фельдшерского пункта, хотя бы.

С популяризацией образования, правда, хуже обстояло : хотя учителей хватало, но дети в семьях нужны были для работы . С этой проблемой справился уже только Николай Второй, издав указ о введении обязательного всеобщего начального образования.

Вообще же, к середине 80-х годов 19 века земства в России - там, где они были - решали буквально все вопросы.

И это сильно не нравилось Александру Третьему. Он сразу начал резать их полномочия и всё, что можно, запрещать. Потому как уже много воли взяли, а он до колик в печени боялся неуправляемости.

Он хотел как при дедушке - чтобы лично рулить каждой загогулиной в империи, без, боже упаси, какой-нибудь инициативы снизу. Папу-то убили как раз эти , слишком самостоятельные.

За 13 лет у власти сей благообразный государь империю не развалил - в том её состоянии это было почти невозможно, понадобилось бы ещё лет 10 его усилий, но весьма преуспел на сём поприще.

То есть, сделал всё возможное для неминуемой в будущем революции.

Поэтому я бы его убрала из истории. Или сократила бы срок его царствования лет до трёх, не больше. Больше нельзя, чтобы не сломать альтернативку.

И возвела бы на трон 16-тилетнего Николая. На которого потом всех собак кровавых навесили абсолютно несправедливо: с папиным наследием у него справиться не было никаких шансов .

Напротив, ему было бы полезно с 16-ти лет подхватить нормально развивающуюся страну при мамином регентстве, а не по балеринам шастать. И пусть бы потом женился на своей Аликс - оно бы тогда не повредило.

Потому что потом ему оставалось бы завершить крестьянскую земельную реформу, которую папа похерил. То есть, укрепить класс крестьян-собственников .

С армейской реформой он бы справился не хуже или чуть хуже папы. С немцами - нет, не задружился бы: тут мамино влияние на обоих было определяющим. А в остальном ему достаточно было просто не мешать.

Он и не мешал бы. Поскольку по натуре был человеком очень осторожным и не склонным ни что-то менять, ни останавливать уже идущие процессы.

А процессы и дальше шли бы в направлении развития местного самоуправления.

Причём, чем дальше, тем более гигантскими шагами.

Японской войны, скорей всего, удалось бы избежать - она была прямым следствием тупой политики времён предыдущего царствования. А вместе с ней и революции 1905-го года .

В еврейском вопросе всё осталось бы на уровне 80-х - то есть, не сахар, но и без последовавших при Александре ужесточений.

Закона о кухаркиных детях тоже не было бы. Значит, революционная активность масс, особенно образованных, в значительной степени канализировалась бы в те же земства и прочую разрешённую политическую и хозяйственную деятельность.

В Первую Мировую Россия вступила бы, увы, никуда бы не делась. Та война была неизбежна по логике общеевропейских процессов. Но вышла бы Россия из неё в числе победителей в любом случае.

Война, скорее всего, привела бы к необходимости новых реформ, в основном по части углубления децентрализации власти.

Где-то в 20-х Николай был бы вынужден принять-таки конституцию. Польша, конечно, тут же снова обзавелась бы собственной конституций взамен Органического статута.

Фактическая самоуправляемость подкоронных территорий росла бы одновременно с их экономическим потенциалом.

Вопрос о сохранении монархии и престолонаследии встал бы после смерти Алексея. Неизвестно, сколько прожил бы этот прекрасный мальчик, но понятно, что недолго.

Врачи говорили, что он вряд ли дожил бы до 40-ка в лучшем случае. Его бы любили. И оплакивали бы всей страной. Но на этом этапе институт монархии неизбежно был бы переформатирован , как минимум - приблизительно по примеру монархии британской.

Это произошло бы до начала или в самом начале 40-х.

В это время германский послевоенный реваншизм был бы сосредоточен исключительно на внутренних проблемах, а также на реинтеграции Австрии и чешских областей.

Нападать на почти самостоятельную Польшу, номинально входящую в состав РИ, никому бы и в голову не пришло. Да и вообще, идея воевать с Антантой к тому времени представлялась бы безумной до идиотизма.

Впрочем, это не означает, что сама Антанта не решилась бы разобраться с германским реваншизмом - вполне возможно.

Правда, в этом варианте вторая европейская война оказалась бы делом заурядным, никак не превосходящим по масштабам Первую Мировую и даже далёким от сравнения.

Но война есть война. За ней обычно следуют большие перемены.

Империи пришлось бы в течение следующих 10-15-ти лет признать суверенитет всех национальных царств и княжеств .

Первыми, пожалуй, отвалились бы Польша и Финляндия. Вслед за ними - достаточно уже европеизированные, индустриально развитые малые и большие ханства Средней Азии. Затем - кавказские губернии, и так далее.

Процесс шел бы долго, до 80-х годов 20-го века. При этом между бывшими частями империи сохранялась разная степень интеграции - экономической и политической.

В одном из этих государств - скажем, в Новороссии - я бы и поселила героев своего альтернативного романа. Или в нескольких - в Новороссии, Украине, Бухарском ханстве и Сибирской республике.

Потому что они же могли бы ездить друг к другу, свободно пресекая почти номинальные границы. Могли познакомиться на курорте в Крыму. Могли вместе участвовать в строительстве международного космодрома.

Вы, наверно, хотите сказать - а роман-то о чём?

Если у них там так всё классно, что аж никаких проблем.

Да о любви же, конечно. О любви!