Власть в последние два года конструирует национальную идею из величия страны и духовных скреп.
Однако исследования социологов показывают, что россияне стремительно уходят от державности, их главной идеей становится личное благосостояние и социальный контракт с властью.
С началом Крымской весны власть пытается привить обществу оборонное сознание - кругом враги , призывает его затянуть пояса ради возрождения величия страны - постоянные разговоры о сокращении пенсионных программ, урезание медицины, продуктовые самосанкции, и т.п.
Опросы показывают, что вроде 80-90% россиян поддерживают действия президента Путина, который олицетворяет все эти процессы одновременно возрождения величия и ухудшения материальной жизни россиян.
Но так ли искренни россияне, выступая за такую новую жизнь ?
Скорее всё это продукт массированной пропаганды, так глубинное сознание россиян желает совсем другой реальности.
О чём мечтают россияне?
Прежде чем перейти собственно к анализу этих мечтаний, надо ответить на вопрос : а что такое мечта ?
В обыденном понимании мечта обычно ассоциируется с заветным желанием, однако социологическое понимание её этим не ограничивается.
Мечта это и создание образа желаемого будущего, и мотивационная установка, побудительная причина к деятельности по его достижению .
В мечте отражаются приоритеты и особенности нормативно-ценностных систем отдельного человека и культуры в целом, соотношение и приоритетность в них личностного и общественного, индивидуалистического и коллективистского начал.
Всё меньше россиян вообще мечтают.
Так, опережающими темпами норма надо мечтать размывается в мегаполисах, особенно в наиболее прагматичных Москве и Санкт-Петербурге, куда постепенно стягивается все большая часть населения.
Сказывается на уменьшении её популярности и рост приверженцев ислама в составе населения России, поскольку среди них сторонников того, что надо мечтать , также можно встретить относительно реже.
Таким образом, в перспективе следует ожидать всё большего нарастания прагматизма российских граждан и ослабления этой нормы надо мечтать .
За этими процессами стоят несколько очень важных тенденций, характеризующих жизнь современного российского общества.
Ощущение неправильности происходящего ведёт к нарастанию атомизации общества , разрушающей непосредственно переживаемое чувство общности нации и устои социальной солидарности россиян.
Одновременно нарастает отчуждение как сравнительно новый для России социальный феномен.
Рост отчуждения, всё большая атомизация общества ведут и к потере у россиян самоидентификации со страной, а также к вытекающей из этого утрате потребности в мечте о её будущем.
В итоге все чащи можно говорить скорее о запросе россиян на определенный тип развития страны, чем об эмоционально окрашенной мечте о будущем России, тем более о мечте, выступающей побудительным мотивом к личному действию .
Современная молодежь уже не готова не великие свершения ради страны.
Да и более пожилые россияне в массе своей сегодня тоже не готовы идти на серьёзные личные жертвы ради великого будущего своей страны.
Причём это не сиюминутные изменения в сознании россиян, а глубинные процессы, идущие непрерывно на протяжении последних 25 лет.
При выборе вариантов мечтаний из предлагавшегося им закрытого списка вариантов ответа, только 12% населения страны в возрасте 18-55 лет в числе трёх основных своих мечтаний называли быть полезным обществу .
О своей мечте быть полезным обществу говорили от 9% представителей низкодоходных - т.е. с доходом менее половины медианных доходов, характерных для соответствующего типа поселений, до 18% высокодоходных россиян; от 3% предпринимателей и 5% рядовых работников сферы торговли и услуг до 18% профессионалов и 20% руководителей первого уровня; от 8% среди имеющих образование не выше общего среднего до 16% имеющих высшее образование.
Таким образом, мечта быть полезным обществу локализуется сегодня среди представителей наиболее продвинутых и благополучных групп, чем среди социальных аутсайдеров .
То есть рушится один из мифов госпропаганды, что простые люди за власть, за державность, за величие страны , а эти интеллегентики только вредят .
На деле всё обстоит ровно противоположным образом.
Вторая мечта россиян, после денег, справедливость.
В чем же заключается справедливость в сознании населения страны?
Главное в представлениях россиян о справедливости отнюдь не стремление всё отнять и поделить .
Более того россияне одобряют даже глубокие социальные неравенства, но лишь если они основаны на легитимных основаниях.
Ключевым же элементом этих представлений выступает вполне укладывающийся даже в либеральную модель общественного устройства принцип равенства возможностей, включая равенство всех перед законом.
В этой связи хочется напомнить, что именно идея прирожденного равенства всех людей выступала основой идеологии всех буржуазных революций.
Другим краеугольным камнем этой идеологии выступала идея общественного договора, приобретающая всё большую актуальность и в России.
В формулировках самих россиян она обычно отражается в желании, чтобы с мнением народа считались .
Если переложить это желание на язык социальных теорий, то оно означает, что на место от Бога данной модели взаимоотношений власти и народа, в которой представители народа выступают лишь как подданные , в общественном сознании постепенно приходит в России новая модель этих взаимоотношений.
Её можно называть по-разному договорная, контрактная, консенсусная и т.п.
Суть не в названии, а в том, что население не обязано просто так повиноваться власти, а готово это делать только в случае, если власть, со своей стороны, будет выполнять те функции, которые делегированы ей со стороны общества.
Основные выводы исследования Наталья Тихоновой таковы:
1)Ключевой особенностью русской мечты и русского цивилизационного проекта в целом и сегодня выступает мечта о справедливом и разумно устроенном обществе.
2)Возможность личностной, эмоциональной связи с Россией постепенно утрачивается в условиях всё меньшего соответствия российского общества тем идеалам справедливости, которые являются консенсусными для всех слоёв населения страны и социальных групп.
Из этого вытекает и атомизация российского общества, и нарастание в нём отчуждения.
В этих условиях органическая солидарность , ощущение своего единства с общностью людей, обитающей на территории России и разделяющей общие нормы и ценности в рамках внутренне единой культуры, начинает замещаться чувством формальной связи с Российской Федерацией, ощущением себя просто гражданином определённого государства, что предполагает своего рода контракт с ним, в котором власть должна выполнять определенный объем обязательств и функций.
Это ведёт к возникновению потребности в общественном договоре и формированию в перспективе гражданского общества.
3) Это отражается в смещении в мечтах россиян фокуса внимания с высокой мечты на мечты микроуровня, а также доминировании в составе последних простейших задач выживания наличии хотя бы минимального достатка, здоровья, благополучия детей, отдельного жилья.
Таким образом, утрачивая высокую мечту , россияне замещают её даже не мечтами о знаковых для общества потребления товарах, а мечтами об удовлетворении простейших, базовых для стабильного выживания потребностей.
Это позволяет говорить о том, что на место пока еще существующего, но постепенно утрачивающего свою значимость российского цивилизационного проекта, приходят не нормы и ценности западного общества потребления, а превращение выживания в предмет мечтаний.
Использованная литература: источник