Цена спокойствия

5 июня 2015, 17:00
Почему на Западе жить хорошо и спокойно?

Я очень хорошо помню, как в конце 80-х годов, на гребне перестройки советское ТВ резко сменило тон и вместо язв Запада, стало активно показывать, как хорошо на этом самом Западе жить.

И в большинстве репортажей, об огромном количестве сортов колбасы на немецких прилавках, прекрасном житье американских фермеров и прекрасном уровне соцзащиты в странах Скандинавии, нет-нет да проскакивала фраза, что кроме высокого жизненного уровня и достатка, здесь ещё живётся куда как спокойнее и люди куда менее напряжены и значительно более доброжелательны.

Корреспонденты объяснили нам, что это потому, что у них всё есть, вот они и не напрягаются.

И мы, советские граждане, издёрганные беготнёй за дефицитными товарами первой необходимости, чувствовавшие свою ущербность от невозможности свободно передвигаться по миру, охотно верили.

Ну да, конечно, дефицитов у них нет, денег куры не клюют, зачем нервничать, почему бы не стать доброжелательнее.

Рухнул железный занавес и мне довелось попутешествовать.

Должен признаться, что первое, что меня поразило, когда я попал на этот самый Запад, это были не прилавки, ломящиеся от товаров, не обилие хороших машин на дорогах и не уровень жизни моих новообретённых знакомых.

Большее всего поражала именно атмосфера спокойствия и доброжелательности, царившая в обществе, отсутствие бытового хамства, всеобщего напряжения, агрессии .

Ну да, думал я, у них высокий уровень жизни, стабильная экономика, зачем им нервничать.

Вот проведёт Россия реформы и у нас будет так же.

В России тем временем бушевала парадигма . От кризиса к кризису, от обвала рубля до дефолта .

Но политические страсти потихоньку улеглись.

Начался рост уровня жизни.

Появился слой богатых людей и даже появился настоящий средний класс , который смог позволить себе жильё, автомобили и путешествия вполне сопоставимые с тем, чем наслаждались жители развитых стран.

Прилавки многих московских и питерских магазинов стали несильно отличаться от парижских и франкфуртских.

И многим они стали доступны.

В конце концов, настала даже долгожданная эпоха стабильности .

А вот успокоения не случилось.

И уже нисколько не испытывая товарного дефицита и получая приличные доходы в своей стране, я и многие мои знакомые ездили на Запад за неповторимой атмосферой спокойствия и доброжелательности.

По бизнесу, мне удалось пообщаться с богатыми и влиятельными из разных стран мира.

И вот не оставляло меня ощущение, что разница в уровне напряжения и доброжелательности осталась всё та же, даже при достижении нашими очень высокого уровня благосостояния и стабильности.

Увы, но поведение генералов российского бизнеса очень часто, по сути, не отличалось от поведения торговцев на барахолках.

А вот действия даже мелких клерков западных компаний почти всегда отличались профессионализмом, тактом, доброжелательностью.

Получается, не от достатка это зависит и не от условий жизни.

Может быть подобный настрой это характеристика национального характера , никак не связанная с уровнем благосостояния общества?

Возможно.

Хотя, по некоторым признакам, могу судить, что это скорее не нечто вроде настроения, а не характера, который остаётся с человеком на всю жизнь.

А ещё это можно сравнить с выбором императива жизни.

Скажем, как человек промышлявший криминальной деятельностью может искренне разочароваться в подобном занятии и перейти к мирному созидательному труда, так и народ может обратиться от внешней агрессии к строительству благоустроенной жизни на родине.

Только если у человека настроение удерживается в течение нескольких дней или часов, то у нации соответствующий настрой сохраняется на протяжении лет или поколений.

И всё же, настрой и императив поведения современных шведов сильно отличается от настроя его предков, в XVI веке стремившихся сделать Балтийское море внутренним шведским, как и от викингов, наводивших ужас на Европу Х века.

Настрой россиян взявших Берлин в 1945 и их потомком, стоявших в очереди за гуманитарной помощью в 1990 очень разный.

Разумеется, не все представители одного народа имеют один настрой.

Но здесь важен выбор большинства.

Какой настрой преобладает в народе, такая атмосфера и царит в стране.

Как и настроение у человека, прямую связь с условиями жизни настроение народа имеет не всегда.

Все мы знаем, что люди богатые и не испытывающие серьёзных проблем в жизни могут считать себя несчастными из-за нехватки ресурсов и могут мучиться депрессиями.

А вот бедняки, жизнь которых трудна и полна непредсказуемости, вполне могут не испытывать зависти к более состоятельным согражданам, сохранять оптимизм, радоваться маленьким удачам, общению, всему, что есть доброго на свете.

Однако, как и в случае с людьми, их стиль жизни и душевный настрой вполне может повлиять на их материальную жизнь.

Богач в депрессии, вполне может упустить блестящие возможности и даже потерять капитал.

Если же он выберет путь махинаций с целью обогащения, этот путь может привести его в тюремную камеру.

А вот человек из низших слоёв общества, которому присуще позитивное мышление и который направит усилия на созидательный труд, способен увидеть и новые возможности и реализовать их, за счёт чего выйти на более высокие ступени социальной лестницы.

Что же, сознание определяет бытие?

Выходит так.

Хотя на материальном уровне изменения происходят несколько позже смены настроя и императива человека. И на уровне стран и народов это тоже видно прекрасно.

Скажем, охватившая немцев в 30-х годах прошлого века волна агрессии и ксенофобии ввергла страну в пучину страшной войны, привела к гигантским материальным потерям и обернулась страшнейшим в истории разгромом.

Однако, сменив настрой с агрессивного, захватнического, на созидательный, немцы сумели отстроить свою страну и вывести её в лидеры мировой экономики.

Помогли американцы с планом Маршала?

В начале 50-х на европейских рынках была высокая конъюнктура?

Да.

Но Франция получила в разы большую помощь и действовала на том же рынке, а эффект был меньшим.

А уж если сопоставить объём полученных в 90-х и нулевых Россией кредитов и добавить туда сверхдоходы от высоких цен на энергоносители, то можно сказать, что в сравнении с послевоенными немцами мы жили в очень условиях.

А результат?

Страна деградировала технологически и социально, полностью подсела на нефтяную иглу .

Это не просто национальное поражение.

Это упущенные огромные возможности.

Благоприятное стечение обстоятельств, шанс на качественный рывок.

Немцы в своё время подобный шанс использовали на 100%, французы, можно считать на 50%, россияне полностью упустили.

Что произошло?

Почему мы живём значительно беднее чем могли бы, да ещё и в атмосфере всеобщей недоброжелательности и агрессии?

Можно, конечно, во всём винить глупое правительство. Можно обвинять верхушку в коррупции.

Но дело в том, что верхушка всегда такая, какой позволяет ей быть народ. И здесь тоже действует закон влияния большинства, даже если система недемократична.

Если основная масса настроена на созидание и честный труд, то вброшенная интеллектуалами информация о бездействии верхушки и уж тем более о коррупции вызовет такую бурю возмущения, что ни один режим не удержится даже на штыках.

Но если факты коррупции вызывают не возмущение, а зависть, мол умеют жить люди , если преобладает желание не получить возможность для развития, а что-то урвать для себя, никакие инвестиционные ресурсы в купе с благоприятной конъюнктурой, такой стране не помогут.

И вот опять получаем, что сознание определяет бытие. Как настроен народ, так он и будет жить.

К сожалению, в СССР удалось действительно вывести новый тип человека .

Человека советского, или коротко, совка.

Этот человек был вынужден агрессией и хитростью добывать все блага в распределительной системе, но его благополучие очень мало зависело от результатов его труда.

Сформировался он в системе, где совершенно не уважались личность и права человека, зато прав был тот, кто приближен к власти.

При крушении советской системы, россияне отвергли несправедливую на их взгляд систему распределения, попытались убрать с верхушки тех, кто, по их мнению, получил несправедливые привилегии.

Однако базовые ценности совка они сохранили.

В итоге сформировался достаточно агрессивный тип постсоветского россиянина, нацеленный на то чтобы получать, вернее урывать созданные кем-то ценности .

Уважение к личности, к правам, так и не возникли.

Зато карьера чиновника-коррупционера стала представляться предпочтительнее пути предпринимателя.

Да и само предпринимательство во многом оказалось замешанным на всевозможных схемах перераспределения ресурсов, перепродажи, получения ренты, а вовсе не прибавочной стоимости за счёт труда, развития, созидания.

Я, конечно, понимаю, что большинство читателей не узнают себя в этом портрете.

Люди описанного склада вообще редко читают подобные статьи.

Но здесь надо вспомнить, что настрой нации в целом определяется большинством.

А большинство выбрало именно этот путь. И именно такой настрой нации не даёт выстроить ни эффективную систему госуправления, ни эффективную экономику, созидающую, строящую.

На неё просто нет запроса народа.

Есть запрос только на распределительную систему, а она затратна по сути.

Государственное строительство отличается от организации коммерческой компании или домашнего хозяйства только масштабом.

Как шутил один мой знакомый, одни люди отнимают и делят, другие умножают и складывают.

И это два антагонистичных типа людей.

У меня было очень много возможностей убедиться, что менеджеры искусные и агрессивные в борьбе по добыванию постов редко выстраивают эффективные и прочные саморазвивающиеся системы.

Мало кто из предпринимателей преуспевших в прихватизации собственности сумел её качественно развить и создать на её базе действительно передовое дело.

Если народ настроен урывать и делить, неважно идёт речь об олигархах, перераспределяющих собственность, оставшуюся от СССР, или селянах, точащих зуб на зажиточного соседа.

Это формирует общий настрой нации.

Представьте себе человека, который испытывает подобные комплексы?

Будет ли он трудолюбиво возделывать свой огород, выкладываться у станка, оборудовать жилище энергосберегающими системами?

Нет.

Он будет пытаться просто жить за счёт того что есть, сдавать квартиру в аренду, продавать с участка растения, потом плодородный слой, пытаться отжать какие-то социальные пособия, а то и украсть у соседа имущество.

И, разумеется, это крайне агрессивный тип поведения, который неизбежно порождает огромное количество конфликтов и грозит большими неприятностями их инициатору.

Причём же здесь спокойствие и доброжелательность, спросит читатель?

Дело в том, что спокойствие и доброжелательность, это такие же спутники созидательного человека, как агрессия и неуважение к чужой личности спутники того, кто привык жить за чей-то счёт.

Доброжелательность оружие торговца, который хочет выстроить долгосрочные партнёрские отношения со своими клиентами.

Агрессивность, стиль продавца, действующего по принципу схватил и побежал , нацеленного обмануть клиента.

Именно поэтому, кстати, доброжелательность и открытость на российском рынке обычно воспринимается как слабость.

Во всём мире это называется умением делать бизнес .

Но на рынке где тон задают рейдеры всех мастей, конечно это глупость, потеря шансов на сверхприбыли и слабость.

Что же до спокойствия, то это необходимое условие созидания.

Творец всегда спокоен. Он уверен в себе и своих силах. Он готов учиться новому.

Но нервничать то зачем?

Дорогу осилит идущий.

Излишняя эмоциональность не даёт взглянуть на происходящее объективно, негативно влияет на качество продукции. Постоянно напряжён и агрессивен лишь тот, кто высматривает что бы где урвать, не попасться при этом и чтобы ещё и самому не быть ограбленным.

Запад спокоен, дружелюбен, вежлив и уважает личность не потому что он такой хороший , а потому что выбрал императив созидания и долгие годы и века пройденные его цивилизацией научили, что это позиция экономически выгодная, что она позволяет строить эффективные и долговечные экономические системы.

Ну и, кроме всего, создаёт очень благоприятные условия для существования человека.

Только спокойствие, доброжелательность и уважение личности могут дать ключ к стабильному и долгосрочному процветанию. Любое стечение обстоятельств, но без этих элементов, могут дать лишь кратковременное благополучие, за которым следует неизбежная полоса конфликтов и кризисов.

Не выученный в России урок, увы.

И вот тут хотелось бы сказать несколько слов о личном выборе и корпоративном управлении.

Выбор страны зависит от нас лишь частично.

Если население страны 140 млн. человек, то ваш личный выбор это 1:140,000,000 выбора народа.

Если вы можете кого-то перетянуть на свою сторону , ваше влияние увеличивается. Но если огромная масса людей уже сделала иной выбор, можно печалиться или злиться, но система уже двинулась в избранном направлении и получит всё, что соответствует данному выбору в данных условиях.

Но что мешает свою жизнь выстроить в соответствии со своим пониманием правильной и благоустроенной жизни?

А если вы руководите компанией, что мешает обустроить своё бизнес-пространство так, как вы считаете нужным, подобрать команду единомышленников и создать свой оазис спокойствия, комфорта, процветания?

Тем более, что, как уже было сказано, только нужный настрой и правильный выбор императива даёт возможность создать эффективную систему и добиться желаемой цели, а выбирая свой индивидуальный стиль управления, вы притягиваете единомышленников, чем уже усиливаете систему.

Часто приходится слышать, что когда в обществе всё вокруг неправильно , правильно работать просто невозможно.

С волками жить по-волчьи выть?

Это не так.

Тем более, что если внутренне вы не волк , любая ваша попытка встроиться в волчью стаю будет обречена.

Кроме того, подстраиваясь под чуждый вам стереотип поведения, вы начинаете двигаться в направлении заданном другими и неизбежно получите совсем не тот результат, которого желаете.

Двигаться против течения всегда тяжело.

Но тот, кто выберет верный курс может рассчитывать и на снятие сливок .

Известны примеры эффективно выстроенных систем в России.

В конкурентной борьбе, в конечном итоге, всегда побеждает тот, кто раньше других выстроит эффективную модель.

Это подтверждает практика многих компаний в множестве стран.

Выстраивание любой бизнес-системы включает в себя три составляющих.

Первое , это выбор технологии и выстраивание технологических цепочек. И сюда входят не только производственные технологии, но и технологии продаж, управления и выстраивания бизнес-процессов.

Второе, это обучение персонала.

Третья , правильная психологическая настройка менеджмента и сотрудников, выбор стратегии развития.

Мне доводилось заниматься всеми тремя.

По степени важности они все значимы, но каждая следующая значительно сложнее предыдущей.

Это можно уподобить подготовке к поездке на автомобиле.

Важно выбрать нужную модель авто и правильно отрегулировать все его системы. Важно, чтобы водитель был опытный и знающий. Но если и автомобиль в прекрасном состоянии, и водитель отличный, но имеет неправильный настрой, излишне агрессивен и склонен к неоправданному риску, такой экипаж будет крайне опасен и для окружающих и для пассажиров, и для самого водителя.

А вот грамотный и правильно понимающий свои задачи шофёр вполне может справиться с недостатками старого, плохо отрегулированного автомобиля.

Впрочем, можете не сомневаться, надолго он за рулём раздолбанного драндулета он не останется и очень скоро будет управлять прекрасным, дорогим спортивным автомобилем.

В заключении хотелось бы пожелать всем успехов в поиске своего стиля жизни.

Конечно, он должен быть всегда свой, близкий вам. Не стоит подстраиваться под окружение.

Мы не в силах изменить выбор целого народа, но вправе выбрать ту жизнь, которую считаем для себя наиболее привлекательной.

А тому, как правильно выстроить стратегию развития компании, добиться нужного настроя у управленцев и рядового персонала, будут посвящены другие статьи бизнес-раздела.

И, если у вас появились вопросы о том, как добиться эффективной работы компании и комфортного существования для руководителей и сотрудников, обращайтесь, буду рад поделиться с вами своим опытом.