"Государство в смартфоне" отменяется!

8 октября 2019, 08:29
Если новое правительство Украины не изменит подходы к внедрению и контроля электронных сервисов, о "цифровой державе" можно будет только мечтать.

Создается впечатление, что наши государственные мужи делая очередное громкое заявление вовсе и не пытаются разобраться в проблеме, которую они якобы решают одним взмахом руки. 

К примеру.

Никто из новой команды не знает, что такое Система электронного взаимодействия органов исполнительной власти (СЭВ ОИВ).

Сервиса, который по сути "кровеносная система" правительства, ибо посредством его каждый день тысячи писем пересылаются между органами исполнительной власти (ОИВ).

Сервис обеспечивает доставку поручений от правительства в министерства, от министерств до подчиненных им Центральным органам исполнительной власти (ЦОИВ), а от ЦОИВ к подчиненным им предприятиям, учреждениям и организациям, и, соответственно, отчетов о выполнении этих поручений; согласование нормативно-правовых актов; доставку материалов участникам до заседания правительства.

Остановка СЭВ ОИВ хотя бы на один рабочий день парализует работу центральной исполнительной власти. Так как делопроизводство в бумажной форме допускается только для ограниченного круга документов и категорически запрещено получать и регистрировать электронные письма (даже с наложенным ЭЦП) на служебную электронную почту в обход СЭВ ОВВ!

Получается, что СЭВ ОИВ является стратегическим объектом государственного значения и предполагает соответствующее отношение ответственных лиц.

Такими лицами выступают целых два министра: Министр Кабинета Министров Украины Дмитрий Дубилет и Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров.

2 сентября Премьер-министр Алексей Гончарук амбиционно заявил:

"С 1 октября мы планируем полностью отказаться от бумажного обращения. Мы планируем запретить использование и обмен между государственными органами бумажками"!

После чего, эта задача была возложена на Дмитрия Дубилета, так как Положения про Минцифру еще не было утверждено.

При нормальном подходе к выполнению этой задачи, Дмитрий Дубилет поинтересовался бы, о том как там работает наш СЭВ ОИВ, и наладил бы коммуникацию с исполнителями, поставив бы реализацию плана правительства под личный контроль. Но он этого не сделал.

А тем временем, администрация СЭВ ОИВ - Госинформресурс провела обновление системы с версии СЕВ-2016 на СЭВ-2018, после чего 14 сентября 2019 в системе полезли ошибки:

  • перестал работать модуль для реализации юридически значимой квитанции СЭВ ОИВ (они нужны, чтобы подтвердить доставку писем в спорных ситуациях)
  • стала некорректно отображаться информация о прохождении писем, если адресаты имеют системы электронного документооборота ДокПроф, Мегаполис и IT-Enterprise.

А об этих ошибках не знало даже руководство Госинформресурса, и только непосредственный исполнитель в своем электронном письме от 25.09.2019 признал ошибку.

В соответствии с утвержденными постановлением КМУ от 17 января 2018 № 55 инструкций, если отправитель не получил в течение 6:00 электронного уведомления о доставке, считается, что документ не доставлен, хотя СЭВ ОИВ обеспечивает гарантированную доставку электронных документов от их отправителей к их получателей (адресатов ).

Зная об неудачном обновлении, Госинформресурс должен был откатить систему версию до работающей СЕВ-2016, но... Делать этого никто не стал.

В результатом халатности сотрудников Госинформресурса 07.10.2019 года СЭВ ОИВ лег полностью, и осуществить вход в него невозможно. А на сайте Госинформресурса появилось объявление:

Если бы Дмитрий Дубилет знал, что его сотрудники планируют проводить регламентные технические работы в рабочий день, он как настоящий технократ, дал бы поручение проводить их в выходные.

Вот только он про это не знал.

А отсюда возникает вопрос:

Учитывая тот факт, что он оказался не способен справиться с проблемой, которая возникла уже сегодня, каким образом он планирует решать новые проблемы и внедрять новые сервисы?

Он понимает, что это несколько сложнее, чем написать в Фейсбуке о своих планах "до конца этого года перевести документообмен между парламентом и Кабмином в электронную форму"?