Шалтай - не болтай: как связаны аресты хакеров и сотрудников ФСБ?

4 февраля 2017, 20:09
Бывший редактор сайта хакерской группы «Анонимный интернационал» («Шалтай-Болтай») рассказал, как был организован проект, публиковавший и продававший переписку представителей властей.

Бывший редактор сайта хакерской группы «Анонимный интернационал» («Шалтай-Болтай») рассказал, как был организован проект, публиковавший и продававший переписку представителей властей. Предполагаемый организатор группы Владимир Аникеев был арестован примерно в то же время, что и высокопоставленные сотрудники ФСБ, которых обвинили в государственной измене в пользу США.

Аникеев оказался за решеткой в ноябре 2016 года, но об этом стало известно только в январе из сообщения Лефортовского суда Москвы о продлении срока содержания под стражей.

Ему предъявлены обвинения в неправомерном доступе к компьютерной информации, что карается Уголовным кодексом лишением свободы на срок до пяти лет.

Аникеева задержали сразу после того, как он пересек границу России и Белоруссии в Псковской области, сообщали издания «Фонтанка» и Life. В Россию он возвращался, согласно этим данным, через Минск, а до этого долгое время жил в Таиланде.

Что заставило Аникеева вернуться в Россию, неизвестно. До эмиграции он долгое время работал журналистом. По информации, после 2001 года Аникеев стал сотрудничать с группой петербургских пиарщиков и занялся сбором компрометирующей информации о чиновниках.

Судя по страницам Аникеева в соцсетях, он может быть тем самым Льюисом из «Анонимного интернационала», который давал интервью изданию «Медуза» в 2015 году. Как и Льюис, Аникеев жил в Таиланде. На одном из снимков он запечатлен в шляпе, похожей на ту, что позволил сфотографировать журналисту "Медузы" Льюис.

Тайская дружба

По тому же уголовному делу, что и Аникеев, в ноябре были арестованы еще двое россиян: Константин Тепляков и Александр Филинов.

Как следует из открытых данных в интернете, 34-летний Тепляков закончил Санкт-Петербургский университет информационных технологий, работал программистом и гейм-дизайнером. На его электронный адрес в 2009 году было зарегистрировано 30 интернет-сайтов, с которых распространялись фальшивые антивирусы и другие вредоносные программы (1, 2).

Не позже 2008 года Тепляков переехал в Таиланд - как сам он писал, «на вольные хлеба». Он учредил в Бангкоке агентство недвижимости. Около года назад Тепляков уехал из Таиланда на Украину.

Тепляков и Аникеев дружат в соцсетях: на их совместной фотографии в тайском баре программист держит в руках смартфон, а журналист - кальян и коктейль.

На вопрос, чем занимался еще один арестованный, Александр Филинов, не отвечают ни социальные сети, ни интернет-поисковики. По данным «Коммерсанта», он работал инженером в структурах одного из сотовых операторов.

«Три айфона» Дмитрия Медведева

По многим признакам, эти люди и есть «Анонимный интернационал» («Шалтай-Болтай»). От имени «Анонимного интернационала» в сеть попали письма, якобы принадлежавшие вице-премьеру Аркадию Дворковичу и сотрудникам знаменитой «фабрики троллей» в Петербурге.

В августе 2014 года они утверждали, что «нашли в сети» конфиденциальную переписку и содержимое «трех айфонов» премьера Дмитрия Медведева. Незадолго до этого в «Твиттере» Медведева появились провокационные сообщения: «Ухожу в отставку. Стыдно за действия правительства...», «Давно хотел сказать! Вова! Ты не прав» и другие.

Члены группы участвовали в создании биржи информации joker.buzz и выставили туда переписку, как они утверждают, пресс-секретаря премьера Натальи Тимаковой, главы Роскомнадзора Александра Жарова и многих других публичных лиц.

публикации в микроблоге

В 2016 году стало заметно, что острота и активность публикаций «Анонимного интернационала» снизились. Изменились и объекты интересов этой группы, на бирже информации появилась взломанная переписка противника власти - пресс-секретаря экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Кюлле Писпанен.

Собеседники среди информационно-политических активистов не исключают, что такой разворот может быть связан с появлением у «Шалтая-Болтая» нового куратора в российских властных структурах.

«Анонимный интернационал» и аресты в ФСБ: есть ли связь?

В декабре российские спецслужбы арестовали главу отдела Центра информационной безопасности ФСБ Сергея Михайлова, его заместителя Дмитрия Докучаева, а также топ-менеджера «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова. Их, а также как минимум еще одного человека, имя которого не раскрывается, обвиняют в государственной измене в пользу США.

Российский консервативный телеканал «Царьград» со ссылкой на анонимный источник сообщал, что один из арестованных - Сергей Михайлов - был «куратором и покровителем» «Анонимного интернационала». Однако вскоре телеканал удалил новость со своего сайта, сейчас она доступна только в интернет-архиве.

Никакие подробности этого дела официально не сообщаются. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил только, что оно не связано с хакерскими атаками на избирательную систему США, причастность к которым Кремль также отрицает.

Адвокат одного из арестованных сотрудников ФСБ Иван Павлов (кого именно из подозреваемых в госизмене он защищает, сам Павлов не говорит) сообщил корреспонденту, что в деле о государственной измене «Шалтай-Болтай» не упоминается. При этом Павлов оговорился: «Я не видел в деле «Шалтая-Болтая». Однако это не значит, что эти дела не связаны. Нам, адвокатам, показывают только надводную часть этого айсберга».

Выход сложнее входа

Доказательств связи с «Анонимным интернационалом» именно тех сотрудников ФСБ, которые оказались под арестом в декабре 2016 года, действительно нет.

Однако бывший сотрудник «Шалтая-Болтая», с которым удалось связаться, настаивает на том, что кураторы из ФСБ у этого проекта все же были. Собеседник утверждает, что в недавнем прошлом работал редактором соцсетей и сайта «Шалтая-Болтая».

В качестве доказательства своей работы он привел скриншот приватной переписки «Шалтая» с журналистами за сентябрь-октябрь 2016 года. Двое журналистов из разных изданий подтвердили Би-би-си подлинность переписки.

Собеседник ответил на вопросы в письменной форме, попросив называть себя А.

Вы сейчас в безопасности?

А.: Насчет безопасности все относительно. Но я не в России. И пока не в списке Интерпола.

Как вы связаны с Аникеевым и Тепляковым?

А.: Я знаком с ними много лет и много что мог бы рассказать.

Спрошу прямо: они и есть «Анонимный интернационал»?

А.: Они имели отношение к этому проекту. Аникеев самое непосредственное - создатель и идеолог, Тепляков - не такое прямое. Скорее, привлекался в разное время для разного рода технических и аналитических задач, не имеющих отношения к

Что из уже опубликованного про них в СМИ неправда?

А.: В СМИ, как обычно, полуправда :) Но основное изложенное в СМИ близко к истине. А вот в деталях наблюдается путаница. Например, тайское агентство недвижимости было личным неудавшимся проектом Теплякова и к истории с Шалтаем не имеет абсолютно никакого отношения. И таких примеров полно.

Что можете рассказать о людях, которые в розыске по делу «Шалтая»?

А.: Можно предположить, что некоторые из них задумываются на тему общения со СМИ, готовят ответы на вопросы.

Почему, по-вашему, Аникеев, Тепляков и Филинов вернулись в Россию? Почему были так неосторожны?

А.: Аникеев был уверен в том, что кураторы могут обеспечить ему безопасность. Вполне допускаю, что после задержания он связался с куратором, но тот не смог помочь. Тепляков же попался на оперативную разводку следствия.

Мне тоже поступали предложения приехать в Москву и продолжить «работу в новом формате», но я отказался . Филинов же был связан только с Аникеевым, мне про него почти ничего не известно, могу только предполагать. Полагаю, он мог изначально находиться в России.

Связано ли дело «Шалтая» с арестами в ФСБ и «Лаборатории Касперского»?

А.: Я полагаю, определенно связь есть, но не напрямую, а через кураторов. Мне не было известно о контактах кого-либо из ШБ [«Шалтая-Болтая»] с сотрудниками «Касперского» или с хакерами, сработавшими на выборах в США.

Расскажите о кураторах проекта.

А.: Я окончательно отошел от проекта в конце 2016 года после задержания Аникеева. Я не встречался и не общался с кем-то из ФСБ, поэтому подтвердить наличие кураторов среди названных в СМИ лиц не могу. В то же время, по моим данным, у проекта действительно появился высокопоставленный куратор из спецслужб, причем он вышел на проект сам и предложил свои услуги взамен на гарантии безопасности членам команды и публикацию заказных материалов.

До этого, как мне известно, проектом интересовались другие спецслужбы, кажется, из министерства обороны, но в определенный момент их расследование по каким-то причинам было заторможено по сигналу сверху.

«Шалтай-Болтай» - это только бизнес, или у проекта была идеологическая составляющая?

А.: Изначально проект был политически ориентирован и работать было очень интересно, а именно, публиковать различную информацию об истинной роли правительства РФ и отдельных олигархов в международной политике, или про коррупционные схемы, далее же стало постепенно больше коммерции, и поэтому уже тогда у меня стали возникать желания отойти от проекта, но, как это бывает, выход оказался сложнее входа.

Говоря про политическую ориентированность проекта, вы имеете в виду, что он был инструментом борьбы за власть?

А.: Политически ориентирован в том смысле, что занимал оппозиционную Кремлю сторону. Не чью-то конкретно. Мы симпатизировали Навальному и Немцову, например. По крайней мере, их намерениям побороть коррупцию. Как вышло с Крымом и Донбассом, нам тоже очень не понравилось.

Бывали случаи, когда вы что-то редактировали в добытых письмах? В какую сторону?

А.: Случаев редактирования не было, поскольку важно было держать марку. А там и так всего хватало. И чьи-то заявления о подделках - лишь отмазки. Что-то изредка удалялось - семейная переписка личного характера, информация о болезнях, фото детей и тому подобное.

Би-би-си: Имеет ли «Шалтай-Болтай» отношение к взлому почты сотрудников аппарата Суркова?

А.: К Суркову нет, после публикации украинцами Льюис выразил удивление. Ознакомившись же с примерами, заявил, что, похоже, все настоящее, поскольку у него был массив кого-то из адресатов.

На бирже информации недавно появился архив почты пресс-секретаря Ходорковского. Имеет ли к этому взлому отношение команда «Шалтая-Болтая»?

А.: Нет, биржа работает сама по себе. Там и Навального раньше продавали. Биржа просто честно работает и хорошо поднялась на сотрудничестве с «Шалтаем».

Как в «Шалтае» делились деньги от состоявшихся аукционов на бирже информации?

А.: Средства от продаж распределялись непрозрачно. Оплачивались текущие расходы команды. Иногда были премии, видимо, связанные с удачными сделками. Иногда что-то шло на закупку новых порций компромата у каких-то анонимных хакеров. Что-то иногда шло на благотворительность, Аникеев говорил о пожертвованиях какому-то детскому дому.