Где грань между безграмотностью генералов и откровенным предательством?

2 ноября 2015, 14:41
Патриотически настроенные профильные специалисты-криптографы множество раз обращали внимание чиновников Минобороны, Национальной гвардии Украины на недостаточное внимание, уделяемое вопросам защиты информации

Патриотически настроенные профильные специалисты-криптографы множество раз обращали внимание чиновников Минобороны, Национальной гвардии Украины на недостаточное внимание, уделяемое вопросам защиты информации в период проведения антитеррористической операции на востоке Украины, и, соответственно, на имеющиеся многочисленные случаи утечки оперативной информации и большой риск утечки стратегически важной секретной информации из военных подразделений Украины.

Известно, что одними из главных причин позорных Иловайского и Дебальцевского поражения были неготовность украинских средств связи противостоять современным российским системам радио-электронной разведки и борьбы, подавления связи и тому подобное. Именно по этой причине в самый неподходящий для нас (и очень даже подходящий для русских военных спецов) момент целые подразделения, состоящие из сотен и тысяч украинских военных оказывались в унизительном положении слепых котят , поскольку их связь была полностью выведена из строя.

Больше, чем за год проведения АТО в этом вопросе мало что изменилось. Неоспоримым фактом является то, что большая часть голосовой и другой информации, которой сегодня обмениваются руководители и оперативный состав военных подразделений, передается по слабо-защищенным каналам связи. То есть террористы, которыми руководят спецслужбы России, фактически имеют доступ к большей части текущей (тактической) и служебной информации наших военных.

Уже давно замечено, что террористы почему-то начинают быстро прятаться по укрытиям еще до начала работы нашей артиллерии - то есть сразу после получения их радио-разведкой разшифровки переговоров наших военных.

Закупка за огромные деньги зарубежного оборудования (Harris, Motorolla и т.п.) не решает проблему. Спецслужбы России довольно легко раскрывают криптографическую защиту иностранных средств связи, даже таких дорогих, как Harris, использующих якобы надежно защищенные широкополосные шумоподобные сигналы.

Простые же модификации радиостанций Motorolla, которые имеют недопустимо короткие ключи и почти не защищены от взлома , массово закупаемые нашими чиновниками (причем за явно завышенными ценами) для нужд армии и гвардии, вообще не предназначены для применения в условиях радио-электронной борьбы и военный действий.

Они преимущественно применяются в мире для гражданской связи или проведения полицейских операций, но при этом не в состоянии противодействовать системам подавления связи и предназначены для использования в автомобилях, но никак не в танках и БТР. Кроме того, вопреки здравому смыслу, Украина упорно продолжает закупать именно зарубежные радио-станции Motorolla с чужим программным обеспечение (кстати, частично написанным российскими военными специалистами). К этому ПО (меню-программам, а особенно к системам генерации ключей и т.п.) у наших специалистов с крипто-защиты нет доступа, то есть нет реальной возможности усилить эту защиту.

Фактом является то, что большинство подразделений и лабораторий защиты информации ГРУ ГШ до распада СССР базировались именно в Киеве, в частности в КВИРТУ, которые десятилетиями успешно ломали каналы связи потенциальных противников, американских спутников-шпионов и т.д. Несмотря на наличие собственных высококлассных специалистов по технической защите информации Украина продолжает пользоваться аппаратной частью и программным обеспечением устройств по защите информации в основном зарубежного производства. До недавнего времени уже после начала АТО продолжались закупки российского оборудования, обязательным требованием для которого являлась функция депонирования ключей, что не исключало доступа к крипто-защите посторонних (недружественных) лиц.

Следует отметить, что использование аппаратных и программных решений, которые разработаны специалистами любой другой страны (не только России), несет прямую угрозу безопасности нашей страны, поскольку не исключает: во-первых, получение доступа (даже теоретически возможного) иностранных спецслужб к крипто-алгоритмам и ключам, во-вторых, возможность внесения в программное обеспечение специальных закладок , с помощью которых в любой момент защита информации может быть либо повреждена, либо даже уничтожена.

Устаревшие программно-аппаратные криптографические шифраторы, в т.ч. украинского производства, которые закупались и закупаются для военных нужд непрозрачным способом по завышенным ценам (то есть с наличием в цене коррупционной составляющей), использовали (и используют) устаревшую элементную базу, то есть имеют в разы больше габаритные размеры и энергопотребление, вентиляторы для охлаждения, то есть имеют повышенные шум, вибрацию и низкую надежность (вследствие всасывания пыли и т.п.), а главное используют в криптографии контроллеры, которые уже давно взломаны специальными службами военной разведки РФ. Для сравнения, лучше украинские разработки используют в качестве носителей ключевой информации наиболее современные SAM-модули на базе микро-CD, которые пока не в состоянии взломать службы разведки РФ.

Примером недооценки фактора защиты информации является также использование Украине иностранных спутниковых каналов, не имеющих собственной отечественной надежной защиты информации, которые могут стать легкой добычей спецов из ГРУ ГШ РФ.

Показательным примером важности такого фактора, как защита информации, является оперативное вмешательство в середине 90-х годов спецслужб сразу нескольких влиятельных стран (США, России и т.д.) для недопущения подписания контракта на модернизацию украинскими специалистами систем защиты информации для большого количества устаревших иракских танков производства СССР, а также новейших пакистанских танков украинского производства. В частных разговорах американские разведчики утверждали, что в случае использования украинской криптографии (т.е. передачи информации в виде очень чистого белого шума ) американским военным не удалось бы в процессе операции буря в пустыне так легко осуществлять (с помощью взлома каналов связи каждого отдельного танка), спутниковый контроль, а главное мониторинг, передвижения тысяч иракских танков, с последующим их точечным уничтожением (за достаточно короткий период времени). То есть можно утверждать, что только фактор не применения современной украинской криптографии предоставил возможность военным США в процессе реальных боевых действий сэкономить миллиарды долларов США.

Примером принятия руководством Украины стратегического решения об отказе от любого использования иностранных (американских, российских и т.д.) технологий защиты информации могут служить системы защиты информации, которые были разработаны отечественными учеными для банковской системы Украины, которые уже два десятилетия используются в двух национальных платежных системах Нацбанка Украина межбанковской Системе электронных платежей и Национальной системе массовых электронных платежей (1993 и 2000 годы внедрения). Национальные платежные системы НБУ до сих считаются одними из лучших в мире, особенно в части защиты денежной информации. Например, только в Украине у предприятий и предпринимателей есть возможность перевести и получить безналичные деньги за 5-10 минут и делать до 8-ми оборотов денег в день.

Можно с уверенностью утверждать, что широко тиражируемое в украинской прессе утверждение, что украинская электроника отстала навсегда , является мифом, распространяемым врагами Украины. Этими мифами продолжают руководствоваться как украинские чиновники, монополизирующие функции принятия решений по закупке за рубежом специального криптографического оборудования, так и Высшее руководство страны.

Очень трудно определить, чего больше в этих процессах, абсолютно не контролируемых (под предлогом секретности) украинским гражданским обществом: безграмотности, личных коррупционных интересов или откровенного предательства.

Необходимо понять: Украина в состоянии производить не только лучшие в мире ракеты, тяжелые военно-транспортные самолеты и танки, банковские платежные системы, но и лучшие в мире криптографические средства и системы связи.

Украинские предприятия, имеющие Свидетельства об идентификации производителя (поставщика) продукции для Вооруженных сил Украины, в состоянии предложить Министерству Обороны Украины проинвестированные за свой счет и фактически разработанные (то есть после окончания ОКР и получения экспертных заключений Государственной службы специальной связи и защиты информации) наиболее современные в мире защищенные системы связи для закрытия всех каналов связи, использующих конфиденциальную, служебную, секретную и совершенно секретную информацию, в том числе: каналов передачи информации через спутниковые, телефонные, радио, Интернет каналы, каналы мобильной связи, каналы управления и снятия телеметрической информации беспилотными летальными аппаратами и многое другое.

Отечественные системы связи и защиты информации базируются на солидной научной базе, используют самые современные зарубежные электронные компоненты и наиболее современные в мире разработанные в Украине инновационные электронные технологии, являются неприхотливыми и надежными, имеют более низкие цены, а главное более защищены от перехвата, использования и модификации информации.

Если те миллиарды гривен, которые одалживаются у иностранцев, а затем тратятся на закупку зарубежного оборудования, были бы потрачены на отечественную продукцию, то в Украине было бы создано тысячи новых рабочих мест, возвращено в бюджет миллиарды гривен (в виде налогов, с заработной платы и т.п.), была бы значительно улучшена национальную безопасность Украины и боеспособность Вооруженных сил Украины.

Давно назрела (можно сказать даже перезрела ) необходимость повышения контроля со стороны украинского народа за деятельностью структур Министерства Обороны и Национальной гвардии Украины, в ведении которых находятся вопросы коренного улучшения обороноспособности Украины, сохранения жизней наших военнослужащих, которые часто погибают из-за банального отсутствия необходимой координации действий подразделений и отдельных мобильных групп по причине отсутствия собственной по-настоящему защищенной связи, которая не может быть быстро взломана или подавлена агрессором.

Необходимо срочно приступить к созданию специализированных рабочих групп для осуществления (в конфиденциальном режиме) мер по выдаче аккредитованным украинскими спецслужбами разработчикам (производителям) защищенных систем связи технических заданий на адаптацию фактически законченных разработок оборудования под задачи и нужды ВС, Нацгвардии, СБ Украины. Это позволит после проведения на прозрачной и конкурентной основе тендерных процедур выявить лучшие отечественные разработки и начать срочное внедрение отечественных систем связи и программно-аппаратной криптографической защиты информации в военной сфере.