Информационная война

12 января 2017, 23:21
Европа да и Запад вообще, привыкший уважать свободу информации, никак не может осознать, что мы вступили в новую эпоху постправды, когда истина стала не общеобязательной, а весьма локальной - и как с этим бороться в эпоху "личных информационных пузырей" - пока далеко неясно.

Джуди Демпси на ресурсе на Carnegie Europe опубликовала подборку высказываний европейских специалистов о противодействии российской информационной агрессии. Я предлагаю ее вашему вниманию с некоторыми сокращениями.

Томас де Ваал, старший научный сотрудник Carnegie Europe
Распространяемая Россией дезинформация и осуществляемые ею хакерские взломы стали важным фактором на президентских выборах в США по причинам, которые к Европе не сильно относятся. Во-первых, американцы получают информацию из многих непонятных сайтов, которые кормятся российской дезинформацией и утечками. Во-вторых, избранный президент Дональд Трамп проводил свою кампанию через Twitter, повторяя порой российские месседжи. В-третьих, Трамп победил благодаря небольшому перевесу в коллегии выборщиков. Если бы несколько человек в Мичигане, Пенсильвании и Висконсине проголосовали иначе, мы бы сейчас так активно не говорили о россиянах. 

В этом году российские медиаэксперты и тролли попытаются усилить существующий в Европе популистский нарратив об иммиграции, исламистской угрозе и отдалившихся от народа коррумпированных элитах. Но главный инструмент российской пропаганды, телеканал RT, имеет небольшую аудиторию – спецслужбы США сильно завышают его вес. Большинство европейцев до сих пор смотрят новости на традиционных каналах.

Джанни Риотта, член Совета по международным отношениям
Некоторые люди в Европе с удовольствием продвигают и распространяют дезинформации из России или Македонии. Есть веб-сайты, журналы, политические форумы и фонды, которые активно поощряют троллей российского президента Владимира Путина. Дезинформационные операции, которые ранее работали в Советском Союзе, весьма успешно используются современной Россией. Рано или поздно станет понятно, кто в Европе зарабатывает деньги на этих операциях. Можно многое понять, просто проследив за группами людей, связанных с RT или Спутником, полуофициальными сайтами российской пропаганды, которые искусно смешивают новости с дезинформацией.

Если речь идет об официальной Европе - Европейской комиссии, Европарламенте и других институтах – ситуация по-прежнему печальна. У Европы совсем нет мужества для противодействия Путину и его Красной армии троллей. Когда Трамп окажется в Белом Доме, противостоять России станет еще сложнее и опаснее. Мало кто на это решится, разве что Ангела Меркель попробует после федеральных выборов. И именно поэтому станет новой мишенью цифровой армады, троллей и WikiLeaks.

Джеймс Роджерс, департамент политических и стратегических исследований Балтийского оборонного колледжа

Европейцы могут побороть российскую пропаганду. Цель Путина – сохранить свою власть, ведя войну против гегемонии Запада, чтобы сместить, ослабить и, в конечном счете, разрушить связи в цепочке гегемонии Запада: свобода, демократия, верховенство права, которые поддерживаются отдельными странами и скрепляются трансатлантическими организациями. Москва хочет это разрушить.

Путин понимает, что, не имея собственного месседжа и идеологии, он не сможет систематически противодействовать Западу. В отличие от Советского Союза, у современной России нет ни универсальной идеологии для глобальной привлекательности, ни ресурсов, чтобы вести борьбу против гегемонии Запада. Но режим Путина умен: он понял, как сместить силу западных государств, уничтожив веру народов в их правительства, что является краеугольным камнем западного порядка. Следовательно, режим Путина распространяет мифы, ложь и дезинформацию.

До недавнего времени Запад игнорировал успехи Москвы, но теперь он пытается корректировать распространение дезинформации. Впрочем, Запад не выиграет, пока не повысит свою собственную устойчивость и не включится в политическую войну против Кремля. Европейцы должны найти способ развернуть конфликт в другую сторону, пойти в атаку и разрушить идеологическое ядро путинизма – идею, что Россия может снова стать великой державой. 

Ульрих Спек, старший научный сотрудник брюссельского представительства Королевского института им. Хуана Себастьяна Элькано

Проблема с борьбой против российской дезинформации заключается в том, что демократии не могут сами устанавливать факты и порождать интерпретации, иначе они ничем не будут отличаться от автократий. Демократии могут лишь предоставлять безопасное пространство для представителей гражданского общества, которые устанавливают факты, руководствуясь идеалами объективности и развивая альтернативные нарративы. Поэтому задача по борьбе с российской дезинформацией лежит на гражданском обществе.

Европа да и Запад вообще, привыкший уважать свободу информации, никак не может осознать, что мы вступили в новую эпоху постправды, когда истина стала не общеобязательной, а весьма локальной - и как с этим бороться в эпоху "личных информационных пузырей" - пока далеко неясно.

И установка на то, что бороться должно гражданское общество - мне кажется ошибочной. Организация сильнее личности (именно это отражено на стене Сикстинской капеллы), а государственные организации мощнее частных. И контроль за фактами вплоть до лишения доступа в сеть ресурсов многократно пойманных на лжи - это просто необходимость дня.

Потому что Третья мировая уже идет. И главным полем битвы стали интернет-файлы, именно там сегодня одерживаются главные победы