Это неожиданный поворот в истории со взрывом 4 августа 2020 года в порту Бейрута груза аммиачной селитры, которая лежала на складе четыре года. Небывалые разрушения, 3 тыс раненых, 200 погибших, половины города нет до сих пор.
Сначала обвиняли оператора корабля россиянина с Кипра Игоря Гречушкина, который взялся перевезти с «Рустави Азот» из Батуми в Мозамбик 3000 тонн аммиачной селитры за $1 млн.
Он взял в аренду у киприота Хараламбоса Маноли корабль-развалюху Rhosus, который задержали в порту Берута, так он был в залоге у FBME (ливанский банк, обслуживал «Хезболлу» и компании, связанные с сирийской программой оружия массового уничтожения).
Потом поняли, что Гречушкин не имеет отношение к грузу, он просто аферист: бросил корабль с командой без денег в порту и присвоил $1 млн. Капитан Борис Прокошев был под следствием, но его отпустили. Судно через год затонуло за волнорезом.
А дальше началось интересное. Груз аммиачной селитры (нитрата аммония) задержали и отправили на склад в порту Бейрута по требованию американцев. Об этом знали только избранные люди в спецслужбах Ливана
и бывший глава правительства Хасан Диаб, который сейчас подал иск против государства.
Американцы были уверены, что мозамбикская фабрика по производству взрывчатки, известная связями с террористами, была подставным получателем. И потому не сделала очевидных попыток истребовать груз. На самом деле он ехал в Сирию.
Дальше американцы хотели посмотреть, кто придет за грузом. И тут засветились украинцы — Владимир Вербоноль, отец и дочь Алисиенко и кое-кто еще. Все из Днепра.
Они через фирму «Саваро» (с тезкой в Лондоне) наняли ливанского адвоката, чтобы тот обратился с ходатайством о проверке качества и количества нитрата аммония в порту. Мотивировали тем, что искали, куда продать груз. Выяснили, что половина украдена и с темы соскочили.
Но американцы их заметили. Николай Алисеенко бывший президент «Днепростроя», после его банкротства сделал из административного здания офисный центр, которым управляет его дочь Ольга. Там сидят все фирмы Владимира Вербоноля.
Он как-то связан с родней Юлии Тимошенко. Вхож к ней. Был оформлен помощником у Михаила Волынца и Дениса Дзензерского, оба от «Батькивщины», последний скрывается от следствия НАБУ.
Сейчас большинство фирм Вербоноля — банкроты или ликвидированы. «Саваро» переименовали на «Днипрософт». Но остался след: их ООО «Корпорация Атлантис» имела учредителя в США — Nemo LLC в Литлл Роке.
Это фирма — часть сирийской бизнес-сети, тесно связанной с правительством Асада. Бизнесмены Джордж Хасвани и братья Хури — граждане России. Сейчас они под санкциями США. Имад Хури — партнер Вербоноля. Американцы считают, что они поставляли нитрат аммония для производства необработанного оружие, которое называется бочковые бомбы. Скоро попросят информации от «конторских».
Использованная литература: источник