«Чешский след» в сафроновском деле

8 июля 2020, 21:59
«Чешский след» в сафроновском деле – позволяет не только провести ещё одну параллель между «шпионскими скандалами» в «Роскосмосе» и «Интер РАО», но и «вписать» их в «большую энергетическую игру».

Чехия --или, точнее, выбранный формат урегулирования перед ней бывшего советского долга – сыграла важную роль в переделе зарубежного рынка сбыта российской электроэнергии.

Благодаря долговой сделке с Прагой, значительная часть соответствующих контрактов в начале нулевых досталась компании Falcon Capital, созданной выходцами из СССР.

А потом многие «фальконовские» контрагенты перекочевали к «Интер РАО».

Неслучайно, та же Молдавская ГРЭС (которую курировала Цуркан) до 2008-го входила в сферу интересов Дмитрия Фирташа, а он, в свою очередь, довольно плотно работал с Falcon Capital.

Сегодня Фирташ –весьма ценный, но пока не задействованный командой Трампа, источник компромата на Байдена.

Другой заметный игрок, имевший отношение к Falcon Capital, -- президент Чехии Милош Земан, во время заключения сделки по советским долгам он возглавлял чешское правительство и, как утверждают недоброжелатели, был одним из её интересантов.

У Земана жёсткий конфликт с полковником Михалом Коуделкой, шефом Службы безопасности и информации (BIS), той самой чешской спецслужбой, которую российские контрразведчики подозревают в вербовке Сафронова.

Земан обвиняет руководство BIS в излишнем увлечении охотой за «русскими шпионами» вместо акцента на борьбе с коррупцией и отказывается присваивать Коуделке генеральское звание.

По данным местных СМИ, противостояние президента и спецслужбиста может быть обусловлено вполне определёнными геоэкономическими интересами.

«Росатом», наряду с профильными американскими, французскими, китайскими и южно-корейскими концернами, рассматривается в числе претендентов на строительство нового блока АЭС «Дукованы». 

Чем больше и активнее BIS ищет (и находит) «русских агентов» -- тем больше поводов отклонить заявку российских атомщиков из соображений национальной безопасности.

«Дело Сафронова» позволяет Земану перейти в контрнаступление, а то и вовсе «асимметрично» заблокировать участие в «атомном» тендере Westinghouse – ведь, согласно ФСБ, BIS де-факто действует как американский «филиал».

График недавних личных путинских встреч тоже косвенно подтверждает взаимосвязь «шпионских» и «больших энергетических игр».
16 июня к российскому президенту приезжал директор ФСБ Александр Бортников.

А на следующий день, 17 июня, в Кремле побывал гендиректор «Росатома» Алексей Лихачёв.