Главные геополитические страхи Китая

26 октября 2023, 18:38
Это рецензия Золотухина на большую работу профессора Школы перспективных международных исследований при Университете Джона Хопкинса (г. Балтимор, США) Дэниэла С. Марки «Западный горизонт Китая. Пекин и новая геополитика Евразии». Фактически он пересказывает эту работу Марки.

У российских и западных экспертов смещён взгляд в сторону притязаний Китая на своих соседей на востоке и юго-востоке (Тайвань, Корея, конфликты в Южно-китайском море и т.п.). Но самый большой геополитический страх Китая – на западе, что понятно из названия работы Марки. По значимости их можно ранжировать так:

1) На первом месте – это возможный конфликт Пакистана и Индии. Обе страны обладают ядерным оружием, так что война между ними может быть и атомной, что заденет и весь регион, и Китай. Но одновременно Китай боится мира между Индией и Пакистаном. Тогда у Индии высвободятся силы для противостояния с Китаем, в т.ч. вооружённым путём (у двух стран есть большие территориальные претензии друг к другу, и в целом большинство индийских элит ненавидят и боятся Китай). Потому стратегия Китая – поддерживать тлеющий, малой интенсивности конфликт между Пакистаном и Индией: не допустить ни большой войны, ни мира между ними.

2) Второй страх – это исламизм. Как внутри Китая, в западной его части, населённой мусульманами-неханьцами, так и по западной границе (Афганистан и Таджикистан). Марки указывает, что тысячи китайских уйгуров влились в запрещённый ИГИЛ и другие террористические исламские группы. В частности, Китай пристально наблюдает за ними в Сирии, и заинтересован он в том, чтобы конфликт в Сирии и вокруг неё продолжался – чтобы с нём выбивали китайских исламистов (да и в целом – исламистов этого региона).

3) Третий страх – это война в Персидском заливе, которая подорвёт поставки нефти оттуда в Китай. Потому Китай постоянно умасливает Иран, понимая, что стержень зла в регионе – именно эта страна. В частности, Китай прилагает усилия по заключению долгого мира между Ираном и Саудовской Аравией.

Ещё в работе Марки говорится, что Китай нацелен на долгую дружбу с Россией, в т.ч. и потому, что Россия берёт на себя роль «сторожа» Центральной Азии, не допуская там к власти радикалов.

«Попытки России привлечь Казахстан на свою сторону путём интеграции в единое экономическое пространство и через членство в ОДКБ не вызывают противодействия со стороны Китая», - пишет Марки.