2 сентября, 11:40
Кроме меньшевиков, подручные Берии часто были в начальный период своей жизни левыми эсерами и бундовцами. Особенно среди диверсантского направления, что логично – эсеры и бундовцы были самыми опытными и знающими террористами в царской России и на первом этапе Гражданской войны.

Тот же «дядя Яша», Яков Серебрянский – легенда диверсионной школы СССР, был левым эсером. А Наум Эйтингон был бундовцем.

Серебрянский был убит на «допросе с пристрастием» (т.е. под пытками) 30 марта 1956 года.

Так что если бы состоялся НЭП-2 при Берии, возможно, самыми активными реформаторами и были бы остатки меньшевиков, эсеров и бундовцев.

100-летие Русского общевоинского союза (РОВС) прошло почти никем не замеченным.

Действительно, эмигрантский "белый" флер здесь неуместен - документы свидетельствуют о том, что РОВС не был "белым и пушистым". Организация являлась вполне боевой, располагала и разведкой, и контрразведкой, и агентов-боевиков в СССР засылала.

Теракты с "адскими машинами" в Москве и Ленинграде во второй половине 20-х годов - это факты. Но здесь уж-чью сторону занимать - красных или белых.

Вроде, путь к национальному примирению после окончания Гражданской войны никто не отменял. Тем более, что советские спецслужбы в долгу не оставались. Именно из-за террористической деятельности было принято решение о похищении главы РОВС генерала Кутепова, которое в 1930 г. в Париже осуществила "группа Яши".

Но вывезти в СССР Кутепова не удалось. До сих пор обстоятельства этой операции не рассекречены, существуют лишь версии разной степени достоверности.

Ясно в них только одно - тело белого генерала осталось во Франции, но место захоронения неизвестно. А вот спецгруппе Шпигельглаза в том же Париже в 1937 г. удалось гораздо большего - новый глава РОВС генерал Миллер был похищен и вывезен в Ленинград на теплоходе "Мария Ульянова".

Тайно содержался под следствием, но недавний поиск в архиве ФСБ никаких результатов не дал - даже по псевдониму "Иванов", под которым Миллер, якобы, содержался во Внутренней тюрьме на Лубянке.

С его "изъятием" из руководства РОВС там наступил масштабный кризис, преодолеть который так и не удалось.

Правда, чекистов Шпигельглаза и Косенко, осуществлявших эту операцию, вскоре ждал расстрел. А вот медик Гражуль, работавший с хлороформом, усыпившим генерала, выжил, хоть и побывал в опале.