Специальный агент ФБР Джейсон Вейк (Jason Wake) проснулся рано утром и создал подставную компанию, с помощью которой вышел на связь с поставщиками, работающими с российскими военными.
Агент Вейк придумал, что он будет представляться продавцом оборудования, которое нужно для производства российского вооружения. Одним из покупателей оборудования оказался гражданин России и Китая Максим Марченко, который действовал от имени гонконгской компании. Марченко и его коллеги притворялись китайцами переписываясь с американским агентом от имени китайки Amy Chan, а агент ФБР в свою очередь притворялся представителем компании, продающей американскую электронику.
Обе стороны притворялись почти год, пока первая большая партия оборудования следующего в Россию, не была "случайно" задержана американской таможней. Тут российские покупатели занервничали, поскольку зависшая сумма контракта была более $1.5 млн. Агент ФБР от имени американского поставщика рассказывал россиянам, что якобы арестованное оборудование возвращено на склад и он не знает, что с ними делать. Мол, приезжай на склад и забирай сам. Максим Марченко просил отправить арестованными оборудование небольшими партиями, чтобы не привлекать внимание американской таможни. Агент ФБР спрашивал, понимают ли какое количество "небольших" партий надо отправить DHL, чтобы закрыть $1.5 млн контракт. Россияне вышли на прямой контакт и начали уже общаться не через «китайца-помощника», а напрямую по телефону. Голос россиянина, по всей видимости, идентифицировали и это тоже легло в основу обвинения.
ФБР, собрав достаточное количество доказательств, возбудили уголовное дело и арестовали счета всех компаний посредников, забрав российские деньги за большую поставку оборудования себе, объявив россиянина с китайским паспортом в розыск. Как мы помним, американцы приглашали Марченко приехать и забрать товары в США, и видимо, он все-таки, приехал, поскольку сейчас он арестован и находится в США.
Традиционно разбираем, как разоблачили сетку российских посредников. Россияне представляясь гонконгскими поставщиками, но использовали те же самые российские ip-адреса, что и российская компания-поставщик ВПК. Подавая документы на визу, Марченко указывал почту компании, которая была связана с поставками для ВПК. Для переписки с Марченко российские поставщики ВПК использовали рабочую почту российской компании. Для конспирации россияне использовали в инвойсах не Electronic equipment, а Electr Equip, что конечно спасти их от разоблачения не помогло. В переписке между участниками сети закупок активно обсуждалась необходимость дистанцирования от России под легендой гонконгской компании, — переписку разумеется читали агенты ФБР.
В материалах дела ничего нет про место ареста Марченко, но судя по подключению к расследованию австралийского бюро ФБР, юго-восточная Азия больше не является безопасным местом для россиян, участвующих в организации схем обхода санкций и отмывания денег. С обвинительным заключением по делу можно ознакомиться здесь.