Как Великий Шёлковый путь способствовал возвышению Москвы и Османов

11 октября 2023, 00:10
Нынешняя глобализация, точнее международная торговля Восточной Азии с Западом, не историческое новшество. Её прототипом был Великий Шёлковый путь, который функционировал почти 1600 лет – с конца II до н.э. до конца XV века.

Экономический историк Юрий Латов в статье «Великий Шёлковый путь — пролог мировой экономики и глобализации (к 2130-летию его «Открытия»), в «Историко-экономических исследованиях», №1, 2010, в общих чертах приводит принципы функционирования ВШП. Несколько интересных наблюдений у него есть.

1. Во время ВШП действовала безусловная юридическая защита торговцев правителями на всём пути следования маршрута протяжённостью 7 тыс. км. Так, «правители земель получали доходы от таможенных пошлин, взимаемых в городах вдоль караванных путей. Чтобы не потерять эти доходы, правители стран Азии принимали строгие законы, охранявшие купцов. Так, в империи Тимура та провинция, на территории которой ограбили купца, была обязана компенсировать ему потери в двойном размере и ещё заплатить штраф самому Тимуру в пятикратном размере».

2. Средняя доходность торговли была 2000% за время торгового каравана туда и обратно. По суше этот путь занимал туда-обратно от 600 до 700 дней. Т.е. Годовая доходность была от 1200%. Это сравнимо с доходностью колониальных компаний в Новом Свете в XVI-XVII веках. С Востока шёл шёлк, с Запада на восток – серебро и золото; высокотехнологичных товаров у Запада для Китая не было.

3. ВШП способствовал инновациям. Эти инновации чаще всего придумывали китайцы, но они не умели их приспосабливать к практическим делам. К примеру, придуманный китайцами порох в основном использовался ими для «шутих» - фейерверков. Зато арабы в IX веке придумывали использовать порох для прокладки дорог в горах – взрывая каменистые массивы. А позже европейцы придумали огнестрельное оружие.

4. Китай тоже заимствовал с Запада технологии – но только сельскохозяйственные. Так, с арабских территорий в Китай прибыли лучшие породы лошадей. В целом с Запада в Китай – «прибыли семена люцерны (кормовой травы) и культура винограда. Позже китайцы освоили за счёт караванной торговли ещё несколько сельскохозяйственных культур — фасоль, лук, огурцы, морковь.

5. Всё время существования ВШП существовала конкуренция между его Северный и Южным маршрутом. Северный сухопутный шёл из Китая по степям, далее на Нижнюю Волгу и в Тан (Азов) и Крым. Южный – морем, и он, как всякая морская торговля, был сильно эффективнее сухопутных грузов – «морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней (в одну сторону), в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) — около 300. К тому же один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных». Правда, в кораблекрушениях гибло больше кораблей, чем по сухопутке купцов и вьючных животных (гибель одного корабля была равна гибели всего огромного сухопутного каравана). Так что доходность в итоге была примерно одинаковой.

Между морем и сухим путём ВШП шла здоровая конкуренция, пока не вмешался хан Тимур, выбрав только морской путь:

«Во время походов против Золотой Орды в 1389-1395 гг. Тимур практически стёр с лица земли все торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результате чего северная дорога была заброшена».

В итоге это сильно ослабило все государства на северном отростке ВШП – степных ордынцев, крымские колонии в Крыму, Константинополь (остатки Византии). В конечном итоге их ослабление способствовало возвышению Москвы и Османов.

(Так что временную точку их возвышения надо искать в действиях хана Тимура)