Михаил Зыгарь: Путинская «деприватизация»

28 апреля 2024, 07:53
В дискуссиях российских предпринимателей в последнее время особенно часто звучит одно слово: «деприватизация». Под ним подразумевается следующий процесс: Генеральная прокуратура все чаще возбуждает уголовные дела против предпринимателей и отбирает их компании в пользу государства.

Это жестокий способ перераспределения собственности во время войны затеянной Путиным.

За последние два года российская прокуратура возбудила несколько десятков уголовных дел против крупнейших бизнесменов страны. Все они заканчивались одинаково: частная собственность была конфискована. 

Путин даже не прилагает особых усилий, чтобы скрыть эти экспроприации: Он, конечно, говорит, что такого нет и никогда не будет. Совсем недавно, например, на специальном совещании в Генеральной прокуратуре. Он старался создать впечатление, что говорит прокурорам о защите экономики.

Но на самом деле все было наоборот. И вообще, репатриация государственных активов оправдана при определенных обстоятельствах. Например, если они были приобретены с нарушением закона и «использованы во вред государству». Прокуроры поняли это как просьбу.

Источники в московских деловых кругах уверены, что решение о каждой конфискации принимается «в первом кабинете» - то есть лично Путиным. Все случаи «деприватизации», которые стали известны в последнее время, очень показательны, поскольку многое говорят о том, в каком направлении президент хочет развивать российскую экономику.

Возьмем, к примеру, производителя лапши: в начале мая в Челябинске, областном центре Сибири, продолжится самый громкий уголовный процесс последнего года в России. Генеральная прокуратура пытается взыскать с Михаила Юревича 100 триллионов рублей (один триллион евро). Юревич в свое время был губернатором области, но прежде всего он владеет компанией «Макфа». Это крупнейший российский и один из пяти крупнейших в мире производителей макаронных изделий.

Сумма, которую прокуратура требует от владельца компании, примерно в три раза превышает годовой бюджет России на 2023 год - то есть она нереально высока и установлена произвольно. Цель - не получить компенсацию за какие-либо правонарушения, а отнять компанию у экс-губернатора.

Юревич основал «Макфу» в 1990-х годах. В политику он пришел в 1999 году. Вероятно, он решил, что так ему будет проще решать проблемы бизнеса. Сначала Юревич был избран в российский парламент, затем мэром Челябинска, а в 2010 году стал губернатором области. Однако, согласно российскому законодательству, политикам запрещено заниматься частным бизнесом. Поэтому Юревич передал компанию своему отцу.

В 2014 году Путин снял Юревича с поста губернатора, так как заподозрил его в излишней либеральности. Челябинская область также является важнейшим промышленным регионом России с несколькими оборонными предприятиями. По просьбе Путина макаронный король был заменен на посту губернатора главой компании «Уралвагонзавод», которая производи танки.

Уголовное дело против Юревича было возбуждено еще в 2017 году, когда он уехал с России в Израиль, а оттуда перебрался в Лондон. Однако решающая фаза этого дела только началась - Генпрокуратура получила зеленый свет на то, чтобы начать конфискацию имущества нелояльных бизнесменов.

Поразительно, что речь идет не о металлургическом заводе или нефтяной компании. Очень часто старая советская тяжелая промышленность была мошеннически приватизирована в 1990-е годы. Главная проблема Юревича, очевидно, в том, что в решающий момент у него нет влиятельного покровителя. У него мало шансов спасти свои активы от государства.

Обвинение утверждает, что Юревич лишь сделал вид, что передал компанию своему отцу, а на самом деле продолжал управлять ею. Таким образом, практически все, что было сделано в «Макфе» с 1999 года, является незаконным.

Аргументы прокурора против «Макфы» могут стать заготовкой для дальнейших экспроприаций: Потому что передача бизнеса родственникам - это и сегодня распространенная практика среди госслужащих и депутатов. Российские власти могут возбудить дело почти против всех крупных компаний, аргументируя это тем, что перевод только казался - тем более что они пользуются поддержкой Путина. Возможности безграничны.