Почему быстро решить ничего не получится, а Эр-Рияд - всего лишь мираж в пустыне

20 февраля, 10:45
Переговоры в столице Саудовской Аравии, казавшиеся амбициозным шагом к урегулированию российско-украинского конфликта, на самом деле стали триумфом Кремля и дипломатической неудачей Вашингтона.

Дональд Трамп фактически согласился с концепцией Владимира Путина, согласно которой судьбу Украины должны решать «великие державы» без участия Киева и «несамостоятельной» Европы. Более того, по данным проекта Re:Russia, экс-президент США принял требование Путина провести в Украине выборы до подписания соглашения, что фактически подразумевает смену власти в Киеве.

Дипломатическая реабилитация Кремля

В Эр-Рияде Москва получила куда больше, чем могла рассчитывать. Ей пообещали не только снятие санкций, но и американские инвестиции в нефтяную отрасль и разработку арктических месторождений. Однако, несмотря на все уступки со стороны Вашингтона, Кремль не сделал ни одного публичного шага навстречу. Уже во время переговоров российские представители дали понять, что категорически не потерпят размещения иностранных войск на территории Украины. Перспективы личной встречи Путина и Трампа остаются неопределенными.

В то же время западные разведки утверждают, что Москва не отказалась от первоначальных стратегических целей, включая полное подчинение Украины. В Кремле рассматривают переговорный процесс как способ выиграть время и укрепить свои позиции.

Что пообещала Москва Трампу?

Пока неясно, какие конкретные уступки Кремль сделал Вашингтону. Возможно, никаких. Дональд Трамп известен своей склонностью к громким жестам, но его дипломатический багаж полон неудач. "Центр Карнеги" отмечает провалы его администрации в переговорах с КНДР, попытках заключить торговую сделку с Китаем, ослабить российское военное присутствие в Сирии, заставить Иран отказаться от ядерной программы и договориться с талибами в Афганистане.

Иллюзия прогресса

Энтузиазм Трампа в решении сложных международных проблем зачастую сочетается с поверхностным подходом и быстрой утратой интереса, если не удается достичь мгновенного результата. Переговоры с Москвой идут именно по этому сценарию.

Следующим этапом, вероятно, станет организация пышного саммита, сопровождаемого серией эффектных фотографий и взаимных комплиментов. После объявления о начале переговоров они будут переданы на технический уровень, где постепенно зайдут в тупик. Если через полгода состоится второй саммит, Путин, получивший за это время новые территориальные приобретения, будет спокоен, а Трамп – растерян, но полон оптимизма. Оба заявят, что процесс идет медленнее, чем ожидалось, но перспективы остаются позитивными.

К этому моменту интерес Трампа к украинскому вопросу иссякнет, и ситуация окончательно перейдет в ведение Европы. Сам же Трамп сосредоточится на противостоянии с Китаем.

"Час дилетантства"

Бретт Бруен, бывший советник администрации Обамы, назвал переговоры в Эр-Рияде "часом дилетантства" и позором для американского национального аппарата безопасности. Тимоти Снайдер, профессор Йельского университета и эксперт по России и Украине, отмечает, что у команды Трампа нет опыта международных переговоров, региональной экспертизы по Украине и России и даже базовых знаний о предмете.

Кремль прекрасно видит слабость Вашингтона и умело этим пользуется. Однако главный вопрос остается открытым: почему пока молчит Пекин? Скорее всего, он ждет провала переговоров Трампа, чтобы в нужный момент выйти на сцену.