«Кредитный объём в Венгрии в 2000-х годах был одним из крупнейших в Европе и увеличился в восемь раз. Большая часть этого капитала хлынула на рынок жилья так, что даже американские финансисты, занимающиеся субстандартными кредитами, покраснели бы заселять людей с минимальным доходом или кредитной историей в дома, на которые они не могли претендовать.
Что ещё хуже, большинство кредитов было выдано в иностранной валюте, поэтому, когда произошли неизбежные колебания курсов валют, даже те венгры, которые могли позволить себе жильё при нормальных обстоятельствах, вдруг увидели, что их ипотечные платежи удвоились. Последовавший экономический и финансовый хаос ожесточил политический ландшафт против чужаков всех мастей, что позволило премьер-министру Виктору Орбану захватить контроль над всем финансовым и политическим пространством страны. Начиная с 2022 года Венгрия перестала быть демократическим государством».
В целом Второй Мир обезумел в кредитовании в последние двадцать лет, с расцветом глобализации. Это был способ, как казалось, быстро догнать Первый мир, вкачивая деньги во все сектора – от промышленности и инфраструктуры до потребления.
Но такая кредитная система очень шаткая. Она живёт, пока есть доступ к дешёвым деньгам или глобальных банков институций, или к сбережениям собственного народа.
Первой от неполадок в такой системе рухнула Турция, когда, как пишет Зейхан, «под руководством Эрдогана перессорилась со всем миром – от США и Европы до России и Саудовской Аравии», потеряв доступ к дешёвым иностранным деньгам и инвестициям. С тех пор страна живёт в вечной девальвации валюты и высокой инфляции.
На графике: тёмная серая линия з зашкаливающий кредит в Китае, светлая серая линия – Турция.
На фоне стран Второго мира кредитная система США выглядит очень консервативной (чёрная линия)