Россия-2020. Сценарии развития

23 марта 2021, 08:57
Хорошее описание сущности московского Уклада. Написано было ещё в 2012 году, но почти всё так и применимо к нашему времени. Из сборника американских и российских политологов «Россия-2020. Сценарии развития» (Московский центр Карнеги).
  • Существующая государственная машина неадекватна сложности как самого объекта управления, так и стоящих перед ней и перед страной задач.
  • На деле единой государственной машины нет, есть совокупность отдельных узлов, которые привычно работают сами на себя. Любая попытка изменить такой режим работы чревата сбоями как внутри этих узлов, так и во взаимодействии между ними. Отсюда эффект липкой инерционности — не просто колеи, а колеи на болоте с пробуксовкой.
  • По существу отдельные части государственной машины были приватизированы корпорациями — силовыми и производственными, во главе которых поставлены близкие к «национальному лидеру» люди. Это могут быть бизнес-корпорации, как государственные по статусу, так и формально частные, но жёстко контролируемые государством, а также государственные структуры. В первую очередь это относится к силовикам с характерными для них рассогласованностью и конфликтами — внутрикорпоративными и внутриведомственными.
  • Россия — федерация не регионов, а корпораций. В условиях слабых институтов государство организовано и работает как сетевое — с неформальными связями и договорённостями, с внутренними нормами («понятиями») и лояльностями. Следствием этого являются непубличность и непрозрачность, поскольку само устройство государства исключает нормальные взаимоотношения с обществом. При этом на смену регионализации с регионами-княжествами пришла корпоративизация с княжествами-корпорациями. 
  • Корпоративная структура, в которой «кирпичиками» являются замкнутые корпорации, мало контактирующие друг с другом, обуславливает недостаточный уровень или даже полное отсутствие специализации, дублирование функций разными частями системы и, как следствие, низкую эффективность системы в целом. Действия корпораций часто рассогласованы, а конкуренция между ними, осуществляемая вне публичной политики, нередко наносит системе вред.
  • Отсутствие действенного разделения властей и слабость институтов усугубляются демонтажом нормально функционирующих механизмов «защиты от дурака», которые призваны предохранять общество и саму управленческую систему от неверных решений. С 2000 г. были последовательно демонтированы выступавшие в качестве таких механизмов: относительно независимые от госаппарата СМИ; относительно самостоятельный и плюралистичный парламент; самостоятельные губернаторы; прямые выборы на всех уровнях; НКО; представители федеральных структур на местах, имевшие двойную (федеральную и региональную) лояльность.
  • Само нынешнее государство построено по модели корпорации, причём такой, где главное слово всегда оказывается за акционерами. Однако, не имея отношения к менеджменту, трудно сохранять позиции крупного акционера — могут «кинуть». Поэтому акционеры иногда — но не обязательно — одновременно выполняют функции менеджеров. Путин — не просто арбитр, а главный акционер. Рядовые граждане из этой схемы выключены, для корпорации, занимающейся извлечением и перераспределением природной ренты, люди – бремя, за исключением той небольшой их части, что обслуживает эту машину.
  • Серьёзной проблемой, вытекающей из таких особенностей системы, является короткий горизонт планирования. В силу неустойчивости ситуации инвестировать в длинные проекты и реализовывать стратегические планы в экономике или политике оказывается нерационально.
  • Проблема управления усугубляется тем, что немногочисленные ключевые игроки, принимающие решения, держат в запасе готовые варианты выхода, связанные с отъездом на Запад, где у них есть собственность, дети, семьи. Они не чувствуют себя пожизненно связанными ни с системой, ни со страной и ведут себя как временщики.