В 1997 г. с подачи фокусника-Чубайса его удачно прихватизировал Владимир Потанин, начинавший свою свою карьеру в отделе «Мочевина» Всесоюзного внешнеэкономического объединения «Геркулес» «Союзпромэкспорт». Десять лет Потанин со своим концессионером Михаилом Прохоровым беззаботно набивали карманы деньгами, добытыми подневольными рабами в Заполярье.
Однако в 2008 г. Прохоров предательски продал свою долю Олегу Дерипаске. В результате Потанин остался без контрольного пакета, и тут началось... Дошло до того, что враждующие стороны мирил сам Роман Абрамович, заработав на этом, как положено, свои комиссионные в виде 4,2% акций.
Нынешнее обострение на фронте началось из-за техногенной катастрофы, которая случилась в прошлом году как раз из-за того, что хозяева выкачивали из «Норникеля» доходы, ничего не вкладывая в инфраструктуру. Из дырявой бочки хранилища утекло 21 тыс. тонн солярки, что привело к экологическому бедствию и штрафу в 146 млрд. руб. Что, впрочем, меньше, чем дивиденды, которые за 2020 г. составили $3,4 млрд, поэтому Потанин (который еще легко отделался) предложил расплатиться с государством из этих денег. Находящийся под санкциями США Дерипаска против – кэш ему сейчас очень нужен.
К тому же, в отличие от Дерипаски, у Потанина есть альтернативные источники пополнения авуаров. Как это ни покажется странным в эпоху пандемии, речь идет о проектах в туризме. Это направление у олигарха курирует младший концессионер и правая рука Сергей Бачин. Казалось бы: где доходы, а где – курорты, которые и в лучшие времена были низкомаржинальным бизнесом? Ларчик открывается очень просто – под видом «частно-государственного партнерства» Потанин с Бачиным занимаются разводом на бабки родного государства. Делается это так: ослам-чиновникам показываются красивые картинки Нью-Васюков и подвешивается «морковка» в виде «частных инвестиций». Под девелопмент государство выделяет огромные деньги, которые окупают морковку с тремя концами.
Взять, например, «Роза Хутор», построенный к зимней олимпиаде 2014 года за 56 млрд рублей (еще тех, которые по 30 за доллар), выделенных ВЭБом. Сейчас это – курорт-банкрот, его «прибыль» составляет минус 13 млрд. рублей. Или «Волжское море» - губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил, что государство вложит в него 7,8 млрд. рублей, а еще 40 млрд. даст ВЭБ. В итоге построили один убыточный отель Radisson Zavidovo. Или «Ярославское взморье», на которое из федеральной программы развития туризма было выделено 2,1 млрд. Все деньги смыло набежавшей волной.
По той же «бизнес-схеме» развивается «туристический кластер» в районе вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый на Камчатке. Потанин пообещал инвестировать в «Три вулкана» 15 млрд. рублей, но под это честное слово остальные деньги на проект стоимостью 39 миллиардов даст государство, причем прямо сейчас. Проблема заключается в том, что построить массовый курорт на 1 тыс. номеров как рентабельный бизнес в этом месте невозможно – из-за огромных транспортных затрат и логистики такой отдых доступен только очень состоятельным любителям экстрима. Поэтому речь идет, увы, об очередном распиле госденег.
Зато после такого баблоносного урагана и рекордный штраф за рукотворную катастрофу в Норильске – не в тягость.