Да-да, это портрет Сергея Кужугетовича Шойгу в образе великого монгольского полководца – предполагается, что тот переродился и сделал России такой вот подарок. В зале Русского географического общества в Национальном музее Кызыла расположен алтарь Шойгу-Субедэю. Местные поэты слагают поэмы про полководца Субедэя, который переродился в Сергея Шойгу – и печатают этот бред за счёт бюджета.
Сергей Шойгу – бывший строитель, бывший Глава МЧС, бывший Губернатор Подмосковья и автор алко-мемуаров. Как он стал генерал-майором и министром обороны, не прослужив в армии ни дня? Как этот, мягко скажем, осторожный и опасливый человек оказался в самом центре масштабного конфликта в центре Европы? И самое главное: как бы его теперь разжаловать обратно?
От Тувы до Москвы
Шойгу родился в Тувинской автономной области в 1955 году. Отец его был секретарём Тувинского обкома КПСС – то есть о том, что такое близость к власти, будущий министр знал с детства. После окончания школы Сережа пошел в институт учиться на инженера-строителя, потом работал по специальности. Мастер, прораб, управляющий трестом, где он командовал тысячами заключенных – инженерная карьера Шойгу быстро шла в гору. Но на горизонте замаячил экономических кризис 80-х, СССР сворачивал все свои масштабные проекты, и стабильность, которая была основой жизни советского инженера, стала весьма зыбкой. Шойгу успел вовремя понять, что жизнь кардинально меняется – и пошел по партийной линии.
В конце 80-х Шойгу работает в структурах КПСС в Абакане и Красноярске. Работает, видно, хорошо, потому что вскоре его приглашают в Москву. Советская страна близится к пропасти, но на профессиональной судьбе Сергея Кужугетовича это никак не отражается. Поначалу он становится заместителем председателя Госкомитета РСФСР по архитектуре и строительству, а в 1991 году его назначают главой недавно созданного Российского корпуса спасателей. Вскоре корпус преобразовывают в Госкомитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – и после распада Союза Шойгу сохраняет свой пост. Даже больше: он добивается передачи войск гражданской обороны общей численностью около 10 тысяч человек из ведения Миноброны под собственное командование. Впервые в карьере Шойгу вынужден управлять военными. Но тут возникает коллизия: как может командовать армией человек, который никогда военным-то и не был? В итоге Сергей Кужугетович получает звание полковника. Только вдумайтесь: человек, который никогда не служил, сразу получает полковника!
Вскоре эта собственная маленькая армия очень пригодилась Шойгу. В 1993 году молодую Россию постиг острый политический кризис, вошедший в историю как октябрьский путч. Ельцин и Верховный Совет не поделили власть – о путче 93-го года мы публиковали отдельный Разбор, посмотрите, если не видели. Ссылка на экране. Как позже вспоминал Егор Гайдар, тогдашний заместитель премьер-министра, он лично обратился к Шойгу за помощью на случай, если армия встанет против президента. Шойгу согласился помочь – и это стало поворотной точкой в его политической судьбе. Армия тогда продемонстрировала свою исключительную преданность Ельцину, так что войска гражданской обороны не понадобились. Зато руководство оценило лояльность Шойгу: в том же году он получил звание генерал-майора. В 1994 году на базе структур возглавляемого им Госкомитета было образовано новое министерство – МЧС. Шойгу превратился в Министра.
До конца девяностых самого Шойгу никак нельзя было назвать публичным политиком, но его популярность росла – и будто бы сама собой, объективно. Он появлялся в телевизоре когда случалось что-то плохое, но тут же говорил, что проблема решается. Тихий, немногословный мужичок, неяркий, даже скучный, но надёжный. За Сергеем Кужугетовичем плотно закрепилась репутация главного спасателя страны.
В 1999 году кремлёвские политтехнологи вспомнили про Шойгу при создании партии «Единство». Для новых парламентских выборов срочно нужна была «партия власти», которая должна была стать платформой для преемника Ельцина – тот уже окончательно растерял всякую популярность. Так Шойгу стал лицом «Единства». А дальше вы и сами помните или догадываетесь: успех «Единства» на выборах в Госдуму в декабре 1999-го, назначение Путина преемником – и формирование той структуры власти, которая и управляет Россией по сей день. Как и в 1993 году, Шойгу вновь в нужный момент проявил безотказность.
Разумеется, «Единство», собранная на коленке под выборы, нуждалось в существенной доводке – и Шойгу стал человеком, который выстроил полноценную партийную структуру. В помощники он взял молодого, никому не известного парня Андрея Воробьёва. Тому ещё не было и 30 лет, но Шойгу дружил с его отцом, Юрием Воробьёвым – тот был его заместителем ещё со времён Российского корпуса спасателей, а позже – и в МЧС. Позже Шойгу объяснял журналистам это кадровое решение: «А кого ещё было звать, незнакомых людей по резюме?».
В конце 2001 года «Единство» превратилось в «Единую Россию», а Шойгу, оставаясь руководителем МЧС, выдвинулся в политики первого ряда. В рейтингах доверия чиновникам он всегда находился на ведущих позициях. Во многом это объяснялось тем, что у МЧС был сильный пиар-отдел, да и сам Шойгу не лез в скандалы. «Единая Россия» лишь использовала его на выборах в Думу – позже эту политическую технологию назвали «паровоз»: чтобы за партию голосовали, популярный человек входит в избирательный список, а после победы на выборах отказывается от мандата. Вот так Шойгу долгие годы был паровозом для «Единой России».
Но проявилась у Шойгу и другая функция, снова, опять же, инструментальная. Именно ему, немногословному надежному мужику (как воспринимала его общественность) была отведена роль товарища президента, который, несомненно, тоже должен быть таким вот крутым мужиком. Именно Шойгу выступал туроператором президента: вместе они ночевали в палатках, катались на вездеходах, плавали в реке на катере, рыбачили, поднимались в горы, ходили по ягоды. Пропагандисты с умилением добавляли: смотрите, наш президент отдыхает как простой человек из народа.
Из Московской области в Министерство обороны
В 2012 году у Администрации Президента появилась новая головная боль: Московская область. Губернатор Борис Громов, который работал на этой позиции с 2000 года, тонул в скандалах, а «Единая Россия» и Путин набирали в регионе мало голосов. Между тем Подмосковье всегда играло принципиальную роль в формировании политической установки «Вся Россия выбирает Путина».
В мае на освободившуюся должность был утвержден Шойгу. Помните вы такую веху в его биографии? Новый губернатор высказался о своих планах весьма обтекаемо: проблем много, и их надо решать. Правда не факт, что Шойгу успел хоть в чем-то разобраться: через полгода он покинул должность, чтобы стать министром обороны. Место Шойгу в кресле губера Подмосковья занял тот самый некогда молодой помощник и сын друга – Андрей Воробьёв, который работает на этой должности и до сих пор – Шойгу друзей не забывает.
Министром обороны Шойгу стал в результате громного скандала. Бывший министр Анатолий Сердюков лишился своего кресла из-за коррупции и слишком радикальных реформ армии. Так что войскам и России снова нужен был какой-нибудь надежный спасатель… Шойгу к тому моменту успел получить звание генерала армии, кстати. За верную службу – тут не поспоришь!
Ну, новая должность – новый образ. К началу десятых российская пропаганда уже вовсю включила риторику про «аналогов нет», а разговоры про Третью мировую войну велись постоянно. Тихий мужичок-спасатель, который ловит с президентом карасей в редкие минуты отдыха – это не тот человек, которого «наши западные партнеры» должны были увидеть на посту командующего второй армией мира. Нужен был не Шойгу-спасатель, а Шойгу-полководец, решительный и беспощадный. Креативщики из АП попробовали даже запустить мемас: «Тот, кто не будет разговаривать с Лавровым, будет говорить с Шойгу».
Но что же дальше? На одних мемах же далеко не уедешь. Первое, что делает Шойгу после назначения – он чистит кадровый состав Минобороны. Например, тут же увольняет начальника Генштаба Макарова и назначает Герасимова. Именно этот Герасимов, кстати, и придумал концепцию «гибридной войны», с опорой на лояльность промаринованного пропагандой местного населения – концепция, эта, как мы видим в последние два почти года, оказалась нерабочей. Ну и с остальными назначениями всё так же: новый министр окружает себя старыми знакомыми – может, они ничего не смыслят в военном деле, зато лояльны. Ну вы помните: «не по объявлению же набирать».
Но не будем забывать: Шойгу доверено строить ту самую «вторую армию мира». Что с этим? У Сердюкова был план реформ до 2020 года, многие из этих реформ продолжались и при новом министре. Реформа военного образования, перетасовка округов, изменение численности личного состава, системы переподготовки, обеспечение жильём, повышение зарплат, обновление вооружения – всё это началось при прошлом министре. При этом Сердюков оказался удобной фигурой с точки зрения дальнейшего имиджевого строительства Шойгу. В армии есть проблема? Наследие Сердюкова. Есть улучшения? А это поработал Сергей Кужугетович.
Как понимаем все мы теперь, по прошествии почти двух лет войны, Шойгу занимался отнюдь не укреплением армии – а разговорами об этом укреплении. И слава богу! В своем расследовании мои коллеги из «Проекта» выяснили, что с воцарением Шойгу в Минобороны была набрана пресс-служба из ста человек. Им якобы была поставлена одна задача – опровергать в СМИ негативные заметки и новости про Шойгу и армию. А личным пресс-секретарем министра в 2017 году стала 26-летняя красавица Россияна Марковская, ранее работавшая на канале «Звезда». Так что главным достижением Шойгу в кресле министра обороны стал… пиар.
Все годы, что Шойгу руководит минобороны, военное ведомство постоянно занималось проектами, которые никак не влияли на качество армейской службы и в целом на боеспособность армии, зато хорошо смотрелись в пропаганде. Например, в Подмосковье открылся парк «Патриот». Появилась «Юнармия» – пионерия в военной форме. Даже фестиваль рок-музыки «Нашествие» перешел под крыло минобороны – музыканты пели на фоне танков. А ещё минобороны проводит кучу соревнований вроде танкового биатлона – даже война не мешает развивать этот, так сказать, спорт. В общем, какая разница, каким оружием воюет солдат «второй армии мира», главное – делать крутые сюжеты для телевидения. При Шойгу построили храм министерства обороны в Подмосковье. Тот самый, где есть фреска с Сталиным, Шойгу и Путиным. Да и сам Министр обороны неожиданно стал креститься на парадах 9 мая. Хотя до этого много лет он пусть и не говорил публично о своей вере – но поддерживал строительство буддистких храмов в Тыве. Так что полководец Субедэй при перерождении перенес самые неожиданные трансформации.
Короче говоря, все попытки вылепить из Шойгу этакого «опасного парня» так успехом и не увенчались: он еще в танчики не наигрался. А война с Украиной и противостояние с Пригожиным и вовсе показали нам министра обороны слабым и жалким.
Шойгу и Пригожин
Как все мы понимаем теперь, ко вторжению в Украину российская армия, к счастью, оказалась катастрофически не готова. В другой бы раз пресс-служба, может, и отбрехалась бы, нашла какие-то слова, чтобы объяснить провал блицкрига, но тут на Шойгу поперли Пригожин с его головорезами.
В публичное поле конфликт между минобороны и ЧВК «Вагнер» вылился в конце 22-го года, когда наемники впервые обратились к начальнику Генштаба Герасимову, обвиняя его в нехватке боеприпасов и попутно оскорбляя. Позже Пригожина возмутило дежурное сообщение Минобороны о захвате Соледара. Мол, не отдали должное подвигу, хотя (цитирую из пригожинского телеграма) «в штурме Соледара неучаствовали никакие подразделения, кроме бойцов ЧВК «Вагнер».
Эта перепалка с угрозами про боеприпасы и заслуги продолжалась между Вагнером и Минобороны еще несколько месяцев, пока в мае Пригожин не записал то самое видео, в котором обматерил Шойгу и Герасимова. Такого хамства в современной России себе не позволял еще никто. Как же отреагировал Шойгу?
Всё то время, пока Пригожин говорил о проблемах армии, Шойгу молчал. Это вообще его пиар стиль – если что-то идёт не так – сразу прятаться. Вот и в мае на завирусившееся видео Шойгу публично никак не отреагировал, только тихо подписал приказ – теперь никаких добровольцев на войне – так ведомство неоднократно называло бойцов ЧВК – все должны заключать контракт исключительно с Минобороны.
Ну и терпение Пригожина лопнуло. 23 июня он заявляет, что его бойцов обстреляло Минобороны. Так начинается мятеж.
Пригожин говорит, что идёт за справедливостью в Москву, но сначала задержит Шойгу, который как раз находился в Ростове. Но вот бойцы ЧВК берут Ростов – а Шойгу там нет! Шойгу вообще нигде нет – он пропал. Пока губернаторы записывают видео в поддержку Путина и призывают Пригожина остановиться, великий Субедэ́й, то есть Шойгу, спрятался. И вернулся лишь 26 июня – через два дня после конца мятежа. А позже заявил, что мятеж провалился благодаря преданности военных.
Для любого нормального министра обороны случившееся – катастрофа и позор, повод для немедленной отставки. Но Шойгу продолжает занимать свой пост и ведёт себя так, будто ничего и не случилось.
Шойгу и его место в истории
В 2020 году вышла книга воспоминаний Шойгу под названием «Про вчера». Набор баек в основном про поздний СССР. Вот вам цитата оттуда:
«На втором или третьем часу застолья бригадиру что-то заплохело. Он вышел из бытовки, с мучительным рыком изверг всё – и жареную картошку, и сало, и кильку в томате, и вечнозеленые помидоры. Добрёл до соседней бытовки, свернулся калачиком и, опустошенный, уснул».
В середине нулевых нынешний наш Министр обороны рассказывал про 1991 год и то, как с мужиками в гараже под водочку он обсуждал обороноспособность страны.
Удивительно, насколько верным себе остался этот человек. Даже спустя столько лет он, похоже, продолжает рассуждать об армии всё теми же гаражными категориями, как тогда, в 91-м году. В этом не было бы большого греха, будь он строителем, спасателем, да хоть даже губернатором Московской области. Но ведь он сегодня – министр обороны! Министр, который росчерком пера отправляет на смерть десятки тысяч российских пацанов, министр, чьи подчинённые разносят в пух и прах целые украинские города, чьё имя, наконец, будет вписано большими буквами в нынешние позорные страницы российской истории.
И тут мне хочется спросить самого нашего героя: ну так что, Сергей Кужугетович, долетели до Парижа за три часа? Или, может, хоть до Киева долетели? Ведь нет же. Так не пора ли уже остановиться? Ведь наезды Пригожина – это семечки, он был гопником с криминальным прошлым, не более того. А разговор с серьезными ребятами ещё впереди. Не сомневайтесь, продолжение следует.
Использованная литература: источник