Такие «аудиторы» теперь есть в составе российской делегации на переговорах с США, в МЧС, Минобороны, президентской администрации.
Долгое время российская вертикаль власти работала по принципу «одно ведомство — одна команда». Глава структуры получал от Путина карт-бланш на кадровую политику. Никаких внутренних аудиторов и контролеров эта схема не предусматривала.
Но в последнее время президент перестал полностью доверять даже своим давно проверенным ставленникам и создает дополнительный уровень контроля над ними.
Яркий пример — роль руководителя РФПИ Кирилла Дмитриева на переговорах между РФ и США, где он контролирует переговоры как представитель ближнего круга и даже «семьи Путина». Дмитриев присматривает за другими участниками делегации, хотя они тоже давние и доверенные соратники российского лидера.
Похожим образом за группой других давних путинских соратников в сырьевом секторе — Игорем Сечиным, Геннадием Тимченко, Алексеем Миллером — с прошлого года неофициально присматривает Сергей Цивилев, которому было поручено возглавить Минэнерго. Цивилев входит в «семью президента»: он муж двоюродной племянницы Путина Анны Цивилевой, которая в свою очередь присматривает за Белоусовым в Минобороны. Тем же заняты сын экс-премьера Михаила Фрадкова Павел Фрадков и представитель «команды Силуанова» Леонид Горнин.
В результате новое руководство МО оказалось целой сборной контролеров друг за другом, а не единой командой.
В МЧС за бывшим путинским охранником Александром Куренковым присматривает экс-прокурор Москвы Денис Попов. То есть президент решил назначить еще одного контролера, чтобы присматривать за предыдущим, которого назначил чуть раньше.
Подобные схемы Путину как бывшему сотруднику спецслужб давно знакомы: в каждом советском ведомстве и на каждом крупном предприятии работали выходцы из КГБ, которые следили за настроениями в коллективе, искали инакомыслящих и докладывали куда следует.
Уже в путинскую эпоху «прикомандированные сотрудники» начали появляться в крупных частных компаниях. Например, замдиректора «Северстали» стал выходец из Совбеза РФ Алексей Егоров, а гендиректором «Норильского никеля» был экс-сотрудник Управления КГБ СССР по Ленинградской области Владимир Стржалковский.
Но все это касалось далеких от путинского ближнего круга частных предприятий, а теперь «аудиторы» начинают наблюдать за самими представителями этого круга.