Он очень дешев даже по меркам бедной африканской страны и при этом быстро вызывает привыкание. Пристрастившихся к кушу легко заметить на улицах столицы Сьерра-Леоне — города Фритауна. Они бесцельно ковыляют кругами подобно зомби, сутулясь и склонив головы набок. Руки и ноги у многих из них раздуты из-за инфекций.
Официальной статистики о числе жертв среди потребителей куша в Сьерра-Леоне нет. Анонимный врач из Фритауна рассказал журналисту BBC News, что за последние месяцы в городе зафиксированы сотни летальных исходов, связанных с пристрастием к этому наркотику.
Лавинообразно увеличивается и количество потребителей куша, попадающих в психиатрическую больницу Сьерра-Леоне — единственное медицинское учреждение в стране, оказывающее психиатрическую помощь. По оценкам ее руководства, в последнее время 63 процента госпитализаций так или иначе связаны с употреблением куша.
Под действием куша люди впадают в своеобразный транс: они отключаются от реального мира, но не засыпают и могут продолжать двигаться. Фритаунский мусорщик Мохамед рассказал корреспонденту агентства France-Presse, что дозы хватает максимум на час. Потом он пробуждается, ест, после чего принимает следующую. В наркотическом оцепенении проходит большая часть дня. Это обходится ему в 200 леоне в сутки.
Основой куша часто называют синтетические каннабиноды k2, известные в России как спайс. Кроме того, в нем могут присутствовать опиоиды фентанил и трамадол, которые подпольно ввозят в Сьерра-Леоне из Китая и других стран Азии. По некоторым данным, куш разбавляют ацетоном или формальдегидом — веществом, которое используют для бальзамирования покойников и консервации анатомических препаратов. В определенных количествах оно способно вызывать галлюцинации.
В прошлом августе местная пресса сообщила об аресте четырех человек, которые раскапывали могилы в поисках костей для куша. А в этом году властям пришлось пойти дальше и усилить охрану кладбищ. Иначе остановить разграбление могил не удавалось.
Проблема касается не только в Сьерра-Леоне, но и соседних стран — в частности, Гвинеи и Либерии. Нигерийский социолог Фейи Огунадэ не исключает, что там сложилась еще более сложная ситуация, но это остается незамеченным, поскольку за контрабандой куша никто не следит. «Подозреваю, что скоро он распространится на другие страны, если только власти ничего не предпримут, — говорит он. — И, как мне кажется, они вряд ли это сделают».